Наступивший деловой сезон холдинг “АйТи” начал представлением в конце августа своего нового бизнес-проекта — SaaS-сервиса Unicloud Business 365 (UB365), предназначенного для автоматизации организационной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Собственно реализацией этого проекта — разработкой, продвижением, развитием — занимается компания “Юниклауд Лабс”, входящая в ГК “АйТи” и являющаяся резидентом фонда “Сколково”.
По мнению генерального директора “Юниклауд Лабс” Дмитрия Торшина, новое облачное решение по своим возможностям не имеет аналогов в нашей стране. Однако уже в ходе презентации продукта наблюдатели отметили, что по кругу решаемых задач и целевой аудитории он сильно пересекается с бизнес-сервисами хорошо известных на отечественном облачно-сервисном рынке компаний “Мегаплан” и “1С-Битрикс”, входящих в состав экосистемы совместно-дочерних предприятий фирмы “1С”.
История анонсированной разработки началась еще в 2010 г. стартом в недрах ГК “АйТи” проекта Unicloud с целью создания уникальных предложений в набирающей популярность модели облачных сервисов. Спустя год проект был организационно выделен в отдельную компанию с таким же названием, которая стала заниматься предоставлением в России сервисов ведущих мировых поставщиков — Microsoft Hosted Exchange и Google Apps for Business, объявив также о планах продвижения Microsoft Office 365 и услуг в сфере электронного межорганизационного обмена юридически значимыми документами.
А в сентябре 2011-го из проекта Unicloud сформировалась компания “Юниклауд Лабс”, ориентированная на разработку и продвижение собственных облачных средств поддержки групповой проектной работы и межфирменного взаимодействия и сразу после своего создания получившая статут резидента “Сколкова”. Еще через четыре месяца, в январе 2012 г., новая компания получила на реализацию своего программного проекта (к тому моменту уже имевшего название Unicloud Business 365) грант фонда “Сколково” в сумме свыше 24 млн. руб. при общем бюджете на 12 месяцев работ в размере 32 млн. В марте началось закрытое бета-тестирование UB365, и вот теперь он стал доступным в режиме промышленной эксплуатации. Как сообщил Дмитрий Торшин, к работе были привлечены специалисты по управлению проектами и продажам из различных международных и российских компаний, в том числе ученые из России и Германии. На текущий момент в ядро команды разработчиков входит более двадцати человек, а всего в проекте задействовано свыше тридцати специалистов.
История создания проекта помогает понять его ключевую внутреннюю идею, которая явно нацелена на решение задач делового взаимодействия сотрудников как между собой, так и с внешними контрагентами (партнерами и клиентами): обмениваться файлами, вести обсуждения, выполнять совместные проекты, управлять договорами, пересылать юридически значимые документы. При этом новизна программного решения определяется оригинальным подбором функционала (который заметно отличается от уже существующих на рынке конкурирующих аналогов), а также новыми архитектурными и интерфейсными решениями.
Прежде всего нужно отметить, что UB365 изначально построен на облачных технологических принципах, в том числе на сервисной модели внешнего (на стороне сервис-провайдера) развертывания системы (вариант “он-премис” с локальной установкой у заказчика отсутствует). При этом речь идет даже не столько о реализации многоарендной архитектуры (multi-tenancy), когда разные заказчики используют один экземпляр ПО, работая при этом с собственными информационными базами (включая набор конфигурационных параметров и базы данных), сколько о варианте с использованием единого информационного пространства. В качестве некоторой аналогии тут можно привести системы общедоступных социальных сетей, например Facebook, в которой все участники могут, с одной стороны, общаться друг с другом (и использовать общие данные), а с другой — взаимодействовать, в том числе в защищенном от внешнего проникновения варианте, внутри групп по интересам. В UB365 в значительной мере реализуется именно эта идея с резким усилением деловой направленности (вместо группы Facebook здесь — компания, в которой могут быть выделены свои команды, и группы-компании могут взаимодействовать друг с другом как отдельные субъекты, а не только на уровне общения индивидуальных членов).
В составе функциональных возможностей приложения особый акцент разработчики делают на поддержку электронного юридически значимого взаимодействия заказчика с внешними контрагентами (сами авторы называют эту функцию документооборотом, но нужно сказать, что документооборот и внешние коммуникации — это все же разные вещи). Собственно обмен документами (как с партнерами, так и с госорганами, в том числе налоговыми службами) реализуется через сертифицированного оператора “Калуга Астрал”. Подготовка, подписание, отправка, получение документов выполняются в среде UB365, в том числе с использованием визуального редактора счетов-фактур и средств импорта-экспорта документов в различных форматах.
Вторая интересная особенность — пользовательский интерфейс, изначально реализованный в Web-варианте с применением различных клиентских устройств с широкими возможностями автозаполнения полей и подсказками вариантов ввода. Причем авторы сразу отказались от традиционного варианта работы с независимыми окнами (хотя это можно делать и в Web), предложив последовательную схему вложенных слоев. Правда, отметим, что оконный интерфейс тоже довольно просто реализует такую модель работы с помощью механизма модальных окон, и вопрос о том, какой вариант (независимые окна или вложенные слои) лучше подходит для деловых приложений, является на сегодня открытым.
И наконец, еще один важный аспект проекта UB365 — схема лицензирования и общая стратегия его продвижения на рынок. “Юниклауд Лабс” предлагает широко распространенную в современном ИТ-мире схему (используемую почти всеми стартапами): бесплатное предоставление доступа к базовому набору функционала с определенным лимитом по задействованным ресурсам и ограниченными возможностями по техподдержке, с постепенным наращиванием платы по мере применения дополнительных опций. Любопытным моментом является то, что тарифные планы привязаны только к одному показателю — используемому объему внешней памяти для хранения данных заказчика (без учета числа пользователей и состава применяемых функций). Правда, в любом случае берется дополнительная плата за пересылку документов через внешнего оператора “Калуга Астрал” (7 руб. — отправка одного счета-фактуры, 2 руб. — другие документы).
Заказчики получают бесплатно 100 Мб памяти в облаке, чего, по мнению разработчиков, должно хватить для хранения 5 тыс. объектов (контактов, документов и пр.). При использовании до 1 Гб нужно будет платить 1,5 тыс. руб. в месяц, до 10 Гб (при этом пользователь получает персональную техническую поддержку) — 8,5 тыс. руб. Дмитрий Торшин сообщил, что вся разработка системы велась с помощью UB365 (в режиме “тестируем на себе”), за время реализации проекта команда вышла на уровень использования памяти в пределах 700 Мб. Для сравнения скажем, что бесплатный вариант сервиса компании “Мегаплан” (совместная работа и поддержка продаж) позволяет работать трем пользователями с информационным пространством в 300 Мб, а в решении “Битрикс24” от “1С-Битрикс” двенадцать пользователей могут свободно работать с 5 Гб памяти (но с ограниченным функционалом).
Завершая рассказ о новом SaaS-решении, отметим, что UB365 — это, конечно, очень интересный проект, который может внести заметное оживление в сегмент деловых SaaS-решений, особенно если учитывать, что за ним стоит “АйТи”, один из ведущих российских ИТ-игроков. Но столь же понятно, что проект находится еще только в стартовой позиции освоения рынка, многие аспекты его продвижения и развития видятся пока не очень отчетливо (кажется, и самим разработчикам в том числе) и только практика покажет, каковы реальные перспективы Unicloud Business 365.