За время существования нашей традиционной рубрики “Кто он, современный ИТ-руководитель?” (а это без малого уже почти пять лет) её гостями становились в основном участники московского ИТ-сообщества, и именно поэтому взгляд со стороны — от представителя региональной компании — имеет особую ценность. Сегодня мы беседуем с Сергеем Шестопаловым, директором по ИТ группы компаний “Автоплюс”, представляющей автомобильный рынок урало-сибирского региона. О том, какое место занимают ИТ в современном автобизнесе и как это влияет на деятельность ИТ-службы, какие задачи ей приходится решать и с какими проблемами сталкиваться, Сергей Шестопалов рассказал научному редактору PC Week/RE Ольге Павловой.
PC Week: Как давно ваша трудовая деятельность связана с ИТ?
Сергей Шестопалов: Я работаю в этой сфере уже 22 года. Учась в институте, начал работать программистом (в торговой компании, а затем в крупном банке), после чего перешел на должность системного администратора и наконец стал руководителем ИТ-отдела в крупной торговой компании Екатеринбурга. Параллельно я занимался внедрением комплексных систем автоматизации, в частности бухгалтерских систем “БЭСТ-4” и “1С”.
В компанию “Автоплюс” я пришел в 2003-м на должность руководителя ИТ-отдела, который впоследствии был преобразован в департамент. И с 2009 г. я являюсь директором по ИТ в управляющей компании ГК “Автоплюс”.
PC Week: В чём здесь заключается специфика использования ИТ?
С. Ш.: С моей точки зрения, ИТ играют очень большую роль в сфере автобизнеса, и она с каждым годом только возрастает. Сегодня автоматизация проникает во все уголки деятельности предприятия, поскольку обслуживание современного автомобиля невозможно без использования таких компьютерных технологий, как системы диагностики и удаленного подключения, специализированные базы данных, хранящие всю информацию об устройстве автомобиля, о требуемых запчастях и необходимых работах.
Другой аспект использования ИТ связан с удобством работы менеджеров фронт-офиса при обслуживании клиентов. Поэтому ключевая задача, стоящая перед ИТ-службой, заключается в том, чтобы предоставить менеджерам максимально удобные инструменты поиска и обработки информации.
Для реализации этих задач в компании должна быть построена эффективная ИТ-инфраструктура, а поверх неё должна работать мощная и гибкая ERP-система. При этом очень важно, чтобы все информационные ресурсы автопредприятия были объединены в одну систему, доступную всем менеджерам. Не обойтись также и без корпоративной системы электронного документооборота.
PC Week: Какие задачи решает ваша ИТ-команда и, соответственно, какое место в бизнесе она занимает?
С. Ш.: “Автоплюс” представляет собой группу предприятий, являющихся дилерами известных автомобильных брендов, в каждом из них есть своё собственное подразделение, которое решает задачи, связанные с обеспечением работоспособности ИТ-инфраструктуры. Состав этих подразделений определяется размерами бизнеса. Если компания крупная, то ИТ-отделом руководит старший системный администратор; там также обязательно есть служба технической поддержки, работающая по сменному графику в режиме 12×7. Мы стараемся организовать деятельность наших автодилеров таким образом, чтобы в рабочее время всегда был доступен специалист, способный оказать базовый уровень технической поддержки.
Сама по себе команда ИТ-дирекции невелика — вместе со мной пять человек. У нас есть два специалиста по ERP-системе, системный администратор и специалист по печатающей технике, которые оказывают услуги всем дочерним компаниям группы, а также контролируют деятельность ИТ-отделов. Главными задачами ИТ-дирекции являются разработка стандартов для ИТ-подразделений, помощь в планировании бюджетов, поддержка крупных проектов, мониторинг ИТ-инфраструктуры, проведение аудита. Сюда же следует отнести и еще одну важную задачу — развитие ERP-системы и системы электронного документооборота. Дело в том, что во всех компаниях группы работает одинаковая конфигурация системы, которая развивается в одном месте.
Таким образом, нельзя сказать, что роль ИТ-дирекции сводится исключительно к обслуживающим и контролирующим функциям. Мы принимаем активное участие в автоматизации бизнес-процессов в тесном сотрудничестве с представителями функциональных подразделений.
PC Week: С каким специализированным ПО вы предпочитаете работать — отечественным или зарубежным? И почему?
С. Ш.: Мы используем ERP-систему известного западного вендора. Дело в том, что в 2003 г., когда мы её выбирали, на рынке отсутствовали российские системы, устраивающие нас по своему функционалу. Наши главные требования к системе автоматизации — это комплексность, гибкость и масштабируемость. По этой причине мы были вынуждены остановиться на зарубежном решении, хотя оно и потребовало существенной доработки.
Сегодня ситуация на рынке стала иной, и если бы мне сейчас предложили внедрить с нуля ERP-систему у некого другого автодилера, я без колебаний выбрал бы продукт “1С:Альфа-Авто” как максимально соответствующий российским требованиям — для него и специалистов легче найти, и вложений требуется меньше.
PC Week: С какими основными проблемами вам приходится сталкиваться в своей работе?
С. Ш.: Наибольшую сложность представляет процесс управления изменениями в ERP-системе. Поскольку она широко используется практически во всех областях бизнеса, мы получаем довольно много пожеланий, направленных на ее улучшение. Причем люди зачастую присылают свои требования, не разобравшись с имеющимся функционалом, а иногда действуют вопреки сложившимся стандартам работы. Так что поступающие заявки необходимо тщательно просеивать и согласовывать с другими функциональными дирекциями. А с учетом того, что у нас всего два разработчика и их производительность ограничена, необходимо время на расстановку приоритетов и планирование задач.
Вторая проблема связана с выбором ИТ-решений. ГК “Автоплюс” растет быстрыми темпами, одновременно с этим постоянно развиваются ИТ так что многие используемые технологии очень быстро устаревают. Чтобы принимать взвешенные решения, я считаю необходимым постоянно следить за уровнем технологического прогресса и степенью развития собственной компании. При выборе системы всегда исхожу из реальной потребности компании — её надо проанализировать, описать и только потом идти на рынок и начинать поиски решения. Процесс поиска выстраиваю с учетом стоимости, т. е. сначала анализируются бесплатные продукты, затем — дешевые и в конце — дорогие.
Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что за годы работы мне неоднократно приходилось сталкиваться с чрезвычайно навязчивой маркетинговой политикой различных вендоров, активно предлагающих те или иные решения, не учитывая потребности компании. К сожалению, так поступают многие очень известные поставщики железа и софта.
Кроме того, существует проблема нехватки рабочего пространства. Наши здания весьма компактны, мы работаем не в огромных бизнес-центрах, помещения автоцентров у нас строятся в соответствии с жесткими стандартами производителей. Например, если автоцентр небольшой, в этих стандартах может отсутствовать серверная комната. В итоге получается, что имея вакантные позиции, мы не можем позволить себе нанять дополнительных сотрудников именно из-за отсутствия рабочего пространства. Правда, в настоящее время строятся новые помещения для управляющей компании, так что мы рассчитываем, что через год-два ситуация улучшится.
PC Week: А вы не пробовали решить проблему нехватки рабочего пространства за счет перехода на аутсорсинг?
С. Ш.: Тема аутсорсинга весьма избита, но я всегда скептически относился к шумихе вокруг неё. Аутсорсинг — это такой модный, популярный термин для привлечения внимания аудитории, такой же, как “облачные технологии”.
Я считаю, если что-то действительно выгодно для бизнеса, то он это уже использует. Мы, например, давно прибегаем к аутсорсингу при работе в интернет-сфере (это касается хостинга, разработки сайтов, веб-решений). Сегодня эта сфера деятельности активно расширяется, поэтому и объем аутсорсинга будет расти.
Аутсорсинг также применятся при обслуживании системы на базе “1С”, для чего мы заключили договор на поддержку системы с авторизированной компанией.
А вот если говорить о развитии ERP-системы, то здесь мы практически не используем аутсорсинг, стараемся всё делать собственными силами — как показывает практика, это гораздо эффективнее других вариантов. У нас есть несколько решений, выполненных с помощью внешних команд, но здесь есть несколько минусов. Во-первых, сложность процессов согласования требований и тестирования результата, во-вторых — слишком высокая цена на услуги, и в третьих — отсутствие поддержки ПО со стороны внедренцев (компании просто уходят с рынка, оставляя заказчиков один на один с вопросами, возникающими в ходе эксплуатации продуктов).
Или, например, обслуживание печатающей техники в дочерних компаниях ГК “Автоплюс”. В настоящее время у нас этим занимается специальный инженер-профессионал, а раньше мы привлекали аутсорсеров. К сожалению, результат был неудовлетворительный. Сейчас же я забыл, что такое проблемы с печатью, поскольку ими занимается квалифицированный специалист. Это выгодно как с точки зрения качества, так и с позиции экономической эффективности (мы проводили специальные сравнительные расчеты).
Про аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, считаю, говорить пока рано, но ситуация очень быстро меняется, и возможно, уже завтра мы начнем использовать ИТ по другой схеме.
PC Week: Могут ли ИТ с вашей точки зрения приносить прибыль компании, а не являться исключительно статьей затрат в бюджете компании?
С. Ш.: Конечно, могут и даже должны. Это достигается путем автоматизации ручного труда пользователей. Но проблема заключается в том, что оценить эффективность того или иного решения весьма сложно. Скажем, является ли увеличение объёмов продажи автомобилей результатом внедрения новой информационной системы или оно обусловлено изменением ситуации на рынке? Более того, случается, что влияние рынка вообще может свести на нет результаты внедрения этой системы.
Расчеты же, основанные на суммировании зарплаты всех работников, высвобождаемых в результате автоматизации, я вообще считаю бессмысленными, поскольку применение ИТ влияет на эффективность труда многосторонне и оценить это количественно невозможно. К счастью, руководство ГК “Автоплюс” очень хорошо понимает значимость технологий и без подобных скрупулёзных расчетов, к тому же у нас инициатором реализации практически всех ИТ-проектов (за исключением инфраструктурных) является бизнес, что делает неактуальной задачу их обоснования с цифрами в руках.
PC Week: Как у вас происходит формирование ИТ-бюджета и какое участие в этом процессе принимают коммерсанты?
С. Ш.: Прежде всего надо сказать, что у каждого бизнес-подразделения есть свой ИТ-бюджет, формируемый в соответствии с планами развития. Затраты же на внедрение каких-либо ИТ-решений, предназначенных для использования во всех подразделениях группы, закладываются в общий инвестиционный бюджет компании.
В ИТ-бюджете есть операционная часть, и, принимая решение об увеличении рабочих мест, бизнес-руководитель должен понимать, что придется вкладывать не только разовые средства в покупку оборудования и ПО, пропорционально возрастет и стоимость обслуживания. Так что решение о расширении должен принимать именно бизнес-руководитель, но при этом ему необходимо показать, насколько увеличится ИТ-бюджет его подразделения.
У нас в компании принято строить ИТ-бюджеты на год вперед. Я считаю нецелесообразным использование более длительных периодов, так как, с одной стороны, невозможно точно предсказать, как изменятся информационные технологии, скажем, через два года, а с другой — потребность развития бизнеса тоже часто меняется в зависимости от ситуации на рынке автомобилей.
PC Week: Должен ли меняться ИТ-бюджет в кризисные годы?
С. Ш.: В это время необходимо затягивать пояски, т. е. работать на том, что удалось купить или построить в более успешные годы. Относительно ИТ-сферы это означает, что нужно перестать покупать новое оборудование и новые программные системы. Следует выжимать всё до последнего из имеющегося оборудования, оптимизировать и повышать эффективность использования существующих систем. Кроме того, в мире есть множество бесплатных ИТ-решений, и поэтому, возможно, кризис — это как раз то самое время, когда имеет смысл обратиться к ним.
Тем не менее, использование открытого ПО далеко не так просто и дешево, как представляется на первый взгляд. У нас есть опыт внедрения открытого офисного пакета в одном из бизнес-подразделений, где не хватало средств на приобретение коммерческого ПО. Однако, по прошествии некоторого времени, часть сотрудников пришлось перевести обратно на платное ПО, закупив соответствующее количество лицензий, поскольку их работа требовала более расширенных функций, отсутствовавших в свободном продукте (в частности, возможности создания макросов).
PC Week: Новые технологии меняют подход компаний к выходу на рынок со своими товарами, к взаимодействию с клиентами, к внедрению инноваций и т. д. Как это отражается на деятельности ИТ-руководителя?
С. Ш. По моему мнению, сегодня деятельность ИТ-руководителя усложняется. Ранее информационными системами пользовались только сотрудники компании, тогда как в последнее время появилась новая тенденция, подразумевающая вовлечение клиентов в рабочие процессы (они сами записываются на автосервис или на тест-драйв, сами заказывают запчасти и т. д.). Поэтому внедряемые системы должны обеспечивать поддержку обычных пользователей, а здесь требования несколько иные: интерфейс должен быть очень простым и удобным, доступным с различных устройств, ну и, конечно же, безопасным.
Кроме того, сегодня на ИТ-рынке появляется большое количество новых сервисов, которых раньше просто не было. Подход к их приобретению существенно не изменился, но для ИТ-руководителя здесь самое важное — “не проспать” новые тенденции. Необходимо быть постоянно в курсе событий, происходящих в ИТ-индустрии, обмениваться опытом — особенно с коллегами из схожих организаций. Я считаю это очень важным, поэтому несколько лет назад участвовал в создании Клуба ИТ-директоров автодилеров, кроме того, являюсь постоянным членом Клуба профессионалов АСУ Урала.
PC Week: Нужна ли ИТ-индустрии поддержка со стороны государства?
С. Ш.: Необходима последовательная, продуманная политика государства в сфере ИТ. В первую очередь нужны нормальные законы, способствующие более широкому использованию ИТ в обществе, и в частности законы, регулирующие электронный документооборот. Разрабатываемые законы должны быть применимыми на практике. Чтобы не получилось как со всем известным ФЗ-152 “О персональных данных”. Сама по себе идея очень хорошая, но требования закона оказались невыполнимыми. В итоге никто не торопится его исполнять: ни операторы, ни регуляторы, — и лишь поставщики систем безопасности проявляют неуемную активность.
PC Week: Спасибо за беседу.