В настоящий момент большинство интернет-провайдеров как в России, так и в мире столкнулись с проблемой роста требований своих клиентов в сегменте B2C к качеству предоставляемых услуг. Но при этом у провайдеров отсутствует техническая возможность быстрой модернизации сетей передачи данных до соответствующего этим требованиям уровня. Об этом свидетельствуют результаты исследования мирового рынка технических систем для управления трафиком, проведенного компанией J’son & Partners Consulting.
Для решения проблемы, отмечают эксперты, операторы используют системы управления сетевым трафиком Data Traffic Management (DTM). DTM — операторское решение, позволяющее обеспечивать необходимый уровень Quality of Experience (QoE) абонента. Здесь под QoE подразумевается субъективный показатель удовлетворенности абонентов от получаемой услуги. Как правило, операторы применяют главным образом такие виды DTM, как DPI и PCRF, которые позволяют снизить и распределить нагрузку на сеть за счет изменения приоритетов трафика и отдельно взятых пользователей.
PCRF (Policy and Charging Rules Function — функции изменения политик и правил) — это решение, которое позволяет определять и изменять политики и правила мультимедийной сети в реальном времени. В свою очередь, DPI (Deep Packet Inspection — метод глубокого анализа пакетов) — это решение для фильтрации сетевых пакетов, при котором проверяются данные (иногда и заголовки) в момент прохождения контрольных точек на предмет вирусов, спама, хакерских вторжений, несовпадений протоколов или других критериев. На основе полученной информации принимается решение о возможности дальнейшего продвижения данных или перенаправления их в другое место. Также это решение применяется для сбора статистической информации.
Нагрузка на сеть может значительно варьироваться, в зависимости от времени суток в регионе работы или в зависимости от того, является день выходным или рабочим. В часы наибольшей загруженности сети операторов могут быть значительно перегружены, что негативно сказывается на скорости работы в сети и качестве предоставляемых услуг.
Кроме того, на данный момент почти все интернет-провайдеры предоставляют услуги доступа по безлимитным тарифным планам. Однако в последнее время данная политика провайдеров уменьшает маржинальность их бизнеса в связи с развитием новых сервисов, использующих большие объемы трафика, таких как файлообменные и видеосервисы.
В настоящий момент в России в сегменте B2C около 76% исходящего и 50% входящего трафика составляет P2P-трафик (пиринговый трафик файлообменных сетей), который генерируют всего 3% абонентов. Намного меньше трафика приходится на передачу данных по протоколу HTTP — 33% входящего трафика.
Зарубежный рынок
На зарубежном рынке представлено большое количество решений по управлению трафиком, производителями данных решений являются, например, Openet, Flash Networks, Allot Communications, BlueCoat, Crescendo Networks, Oversi, PeerApp, Huawei, Tekelec и другие. По оценкам J’son & Partners, в 2011 г. объем рынка систем управления трафиком составлял 1 млрд. долл., а объем данного рынка к 2016 г. может составить около 2 млрд. долл. Таким образом, среднегодовой рост объема рынка систем управления трафиком за период с 2011 по 2015 гг. составит около 15%.
Смежный рынок решений DPI, по оценкам исследовательских агентств, также имеет значительные перспективы развития. Компании Heavy Reading и Infonetics Research дают наиболее оптимистичные прогнозы развития данного рынка: 2,7 и 2 млрд. долл. соответственно. Одним из движущих факторов являются государственные инициативы в некоторых странах, согласно которым в целях государственной безопасности провайдер должен отслеживать трафик клиентов.
Наиболее крупными поставщиками решений по управлению трафиком на мировом рынке являются Openet, Huawei, Tekelec, Amdocs. При этом на данном рынке представлено множество других решений, конкуренция между компаниями-поставщиками является достаточно высокой. Явный лидер отсутствует, так как доля наиболее крупной компании по состоянию на август 2012 г. составляла около 9%.
Отсутствие явного лидера может объясняться высокой сложностью перехода потребителей от одного решения к другому: системы по управлению трафиком от различных производителей имеют сходный функционал, но при внедрении поставщик производит дополнительную кастомизацию под нужды конкретного клиента, что осложняет впоследствии такой переход. Рынок DPI по состоянию на 2011 г. составил около 530 млн. долл., рынок PCRF — около 470 млн. долл. На рынке DPI-решений крупнейшими компаниями являются Procedure Networks, Allot Communications, Sandvine.
Российский рынок
Российские интернет-провайдеры сталкиваются с проблемами аналогичными западным: рост требований пользователей к пропускной способности каналов передачи данных при ограниченной возможности модернизации непосредственно сетевых инфраструктуры и оборудования. Поэтому им достаточно интересен рынок систем управления трафиком.
Отечественный рынок решений по управлению трафиком, по мнению J’son & Partners, будет следовать общемировым тенденциям и на протяжении ближайших пяти лет покажет значительный рост. При этом российские производители решений по управлению трафиком почти не представлены на рынке, что объясняется большой конкуренцией со стороны западных компаний, которые работают на рынке уже достаточно длительное время и подтвердили на практике успешность внедрения своих систем.
В то же время DTM-решения могут использоваться операторами не только для поддержания уровня QoE, но и для предоставления дополнительных услуг, а также для контроля справедливого потребления ресурсов своими абонентами. Эти системы дают возможность операторам снизить расходы на модернизацию имеющейся инфраструктуры на фоне растущего трафика в связи с набирающими популярность сервисами, потребляющими значительные объемы данных.
По мнению J’son & Partners, спрос на данный тип услуг в России будет стабилен, несмотря на то, что на рынке практически не представлено российских решений. С учетом опыта и количества наработок, накопленных зарубежными компаниями, в ближайшие пять лет ситуация с доминированием иностранных разработчиков на российском рынке, по-видимому, кардинально не изменится.