В Москве впервые прошла конференция Autodesk University, которая ежегодно проходит в разных странах. Раньше Autodesk собирала российских пользователей и партнеров на Autodesk Forum, но теперь решила сменить название, видимо, чтобы подчеркнуть масштабность данного события: в этом году число участников достигло трех тысяч человек, что на тысячу больше, чем год назад. Приехало много иностранных гостей. Руководители компании рассказали о стратегических планах, а зарубежные заказчики поделились опытом использования продуктов Autodesk. Всего было представлено 212 докладов на шести секциях, проведен ряд тренингов для программистов и шесть круглых столов. В фойе была развернута выставка, на которой партнеры и дистрибуторы Autodesk представляли свои продукты и услуги, а также была организована зона внедрения для демонстрации реализованных проектов.
В русле последних тенденций
В этом году Autodesk исполнилось 30 лет. Старший вице-президент Autodesk Стив Блам провел параллель между той эпохой и современностью: “В то время происходила первая ИТ-революция — переход с мэйнфреймов на ПК. Это была первая волна демократизации информационных технологий. Сейчас идет вторая волна — переход с ПК на облака, мобильные устройства и социальные сети. Грядут серьезные перемены, которые изменят все методы и подходы к использованию ИТ. Тех, кто сможет воспользоваться новыми возможностями, ожидает светлое будущее”.
Autodesk развивает свои продукты, следуя этим тенденциям. “Облака открывают доступ к неограниченным вычислительным ресурсам, мобильные устройства позволяют обращаться к данным и приложениям в любое время и в любом месте, а социальные сети дают людям возможность коллективно работать, — сказал Стив Блам.
Впервые облачная тема прозвучала на прошлогодней конференции Autodesk Forum, а теперь получила дальнейшее развитие. “Мы добавляем облачные технологии к нашему портфелю продуктов”, — сказал Стив Блам и пояснил, что те, кто помимо лицензий на ПО покупают подписку на обновления и регулярную техподдержку, также получают бесплатный доступ к семейству продуктов Autodesk 360 и место в облаке для хранения данных.
В семейство Autodesk 360 входит целый ряд облачных сервисов, предназначенных для фотореалистичной визуализации, моделирования вариантов проекта, анализа и оптимизации энергопотребления, расчетов на прочность, управления информационным моделированием зданий, концептуального и “зеленого” проектирования. Другими словами, Autodesk предлагает перенести в облако ресурсоемкие задачи, для решения которых обычно требуется много времени. “Теперь их можно решать быстро, не отнимая ресурсы у корпоративной системы”,— подчеркнул Стив Блам и добавил, что обращаться к этим сервисам можно не только с ПК, но и с любого мобильного устройства с помощью приложений AutoCAD WS и Autodesk 360 Mobile.
Таким образом, Autodesk старается объединить облачные технологии с традиционными настольными продуктами, называя это гибридными решениями. Такой подход позволяет пользователям постепенно привыкать к новинкам, не отрываясь от привычных ПК. “Сейчас много наши пакеты направлены с одной стороны на работу на компьютере, а с другой — на подключение к облаку для передачи туда самых затратных задач”, — пояснил Алексей Рыжов, региональный директор Autodesk в России и СНГ.
Судя по представленным новинкам, Autodesk уделяет много внимания и мобильным технологиям. “Сейчас границы между компьютерными платформами стираются. Можно выполнять проектирование на ПК, “Макинтоше” и любом планшете”, — сказал Стив Блам и рассказал и о мобильных приложениях для платформ iOS и Android, таких как Sketchbook Mobile для рисования и дизайна, 123D Sculp для рисования трехмерных изображений, Force Effect для анализа концептуальных решений, 123D Catch для создания 3D-моделей из набора фотографий и 123D Make для преобразования 3D-картинки в серию 2D-слоев.
По словам Стива Блама, “мобильная революция” началась снизу: “Многие люди покупали мобильные устройства для себя, а потом стали использовать их и для работы. В результате появились гибридные среды, в которых применяются разные подходы”.
Он также рассказал, что Autodesk начала развивать направление социальных сетей с создания форумов для своих клиентов, а сейчас делает упор на технологии краудсорсинга, направленной на вовлечение огромного количества людей в совместную работу. Правда, никаких сведений о практической реализации такого подхода представлено не было.
PLM в облаке
В семействе облачных продуктов Autodesk особое место занимает решение Autodesk PLM 360. Компания объявила его в конце прошлого года , а выпустила в нынешнем апреле. Autodesk считает, что этот сервис откроет доступ к технологии управления жизненным циклом изделия широким массам пользователей. “Раньше PLM было трудно и дорого внедрять, теперь это в прошлом, — сказал Стив Блам. — Autodesk PLM 360 можно легко развертывать и конфигурировать, чтобы управлять данными, людьми и бизнес-системами”.
При продвижения этого сервиса Autodesk также использует гибридный подход, предусматривающий объединение традиционных и облачных технологий. “Мы разделили функции PLM и PDM. Это позволяет внедрять PLM, даже тогда, когда на предприятии уже есть PDM-система для управления инженерными данными, — сказала Анастасия Морозова, директор Autodesk по маркетингу в России и СНГ. — Например, заказчик выполнял различные проекты с применением разных PDM-систем, но если потом он захочет внедрить PLM, то ему придется все старые PDM перевести на одну систему PLM, а это сложно и дорого. Мы предлагаем ничего не менять, а просто использовать сверху PLM-систему, которая будет работать со всеми этими проектами, независимо от применяемых PDM”.
Олег Шиловицкий, старший директор Autodesk по PLM/PDM отметил еще одно преимущество этого решения: “Как правило, внедрение PLM требует от заказчика изменения бизнес-процессов, но это очень сложно. Наша система может использоваться в очень гранулированной форме. Например, у предприятия есть процесс, который он хочет улучшить. Оно покупает сервис для тех людей, которые участвуют в этом процессе, и оптимизирует его без нарушения самого процесса, так как улучшение происходит за счет упрощения коммуникаций между людьми и подразделениями”.
Правда, примеров внедрения Autodesk PLM 360 пока нет ни у нас, ни за рубежом. “Мы находимся еще в самом начале пути, — сказал Олег Шиловицкий. — Сейчас мы пытаемся понять, как правильно продавать этот сервис, ищем модели ценообразования и смотрим, как на них реагирует пользователи”. Это — очень важный и непростой вопрос. Ведь, запуская облачное решение, компании нужно не подорвать продажи своих традиционных продуктов. Возможно, именно на это и направлен гибридный подход.
Не менее важным является и вопрос о том, как удержать пользователя от перехода на продукты других компаний. Олег Шиловицкий считает, что главным конкурентным преимуществом теперь становится простота использования: “Требования к удобству сейчас высоки, как никогда раньше. Та революция, которую устроил Apple, не прошла даром. Подрастет новое поколение, выросшее на App Store, которое привыкло к тому, что приложения можно быстро загрузить и мгновенно использовать. Уже скоро эти люди придут на предприятия и будут принимать решения”.
Дела земные
Осваивая облака, Autodesk не забывает и о земных задачах, продолжая развивать свои традиционные продукты и стараясь сделать так, чтобы они решали насущные проблемы пользователей. Чтобы получше узнать эти проблемы, российское отделение Autodesk провело в этом году опрос участников своих мероприятий, которые проходили в разных регионах России.
Оказалось, что 72% респондентов считают, что они используют САПР недостаточно эффективно, и только 12% полагают, что эффективность уже достигнута. При этом в качестве наиболее актуальных задач были названы сокращение времени работы над проектом (37%), минимизация количества ошибок (31%), улучшение взаимодействия между отделами и со смежниками (23%), увеличение объема продаж (8%). “Эти проблемы всем хорошо известны, — сказал Алексей Рыжов. — Они решаются путем правильного построения процессов проектирования и производства, использования средств моделирования и расчетов, средств обмена информацией внутри компании и систем документооборота”.
Что касается PLM, то здесь перед Autodesk открывается огромный простор для роста, поскольку лишь 20% респондентов применяют эту технологию, 55% о ней слышали, но не используют, а 25% даже не слышали. Возможно, что им пригодится облачное PLM-решение. Но пока с облачными вычислениями дела обстоят даже хуже, чем с PLM. Так, только 8% респондентов применяют эту технологию, 56% о ней слышали, а 36% ничего о ней не знают. “А между тем, по прогнозу компании Gartner, через четыре года половина крупных международных компаний перейдут в облака. Очевидно, что это окажет влияние и на остальных”, — считает Алесей Рыжов.
Развивая свой бизнес в России, Autodesk действует по трем направлениям. Первое из них — демократизация технологий, подразумевающая продвижение средств проектирования на массовый рынок. Здесь последней новинкой стали программные комплексы, которые были объявлены на прошлогодней конференции. “В них помимо известных систем AutoCAD, Revit, Inventor, Civil 3D входит целый ряд специализированных продуктов, позволяющих построить комплексные системы, которые упрощают взаимодействие между проектными и производственными подразделениями, что позволяет сократить сроки и уменьшить число ошибок, — сказал Алексей Рыжов. — К тому же такой комплекс стоит на 50—60% дешевле, чем при покупке продуктов отдельно”.
Второе направление — работа с корпоративными клиентами. “Мы усилили прямое взаимодействие с крупными предприятиями, создав прямой канал, который не выполняет продажи, а старается лучше познакомиться с задачами клиентов и решить их проблемы с помощью либо готовых продуктов, либо заказного решения”, — объяснил Алексей Рыжов и добавил, что уже заключено более ста контрактов с крупнейшими предприятиями России и СНГ.
Но такие клиенты обычно заинтересованы не только в покупке продуктов, им также нужны услуги по консалтингу, внедрению и реинжинирнгу бизнес-процессов. Для удовлетворения таких запросов Autodesk в этом году объявила новую партнерскую программу Consulting Service Integration (CSI). В России уже появился первый участник этой программы — компания “Неолант”.
Третье направление — сотрудничество с образовательными учреждениями. “Мы активизируем работу с системой образования, — сказал Алексей Рыжов. — В вузах многие используют AutoCAD, но мало кто знает о комплексных решениях и о PLM. Чтобы это изменить, мы открыли всем образовательным учреждениям бесплатный доступ ко всем нашим продуктам”. За шесть месяцев действия этой программы к ней подключились более 1300 вузов.
Эти усилия приносят плоды. По словам Патрика Уильямса, вице-президента Autodesk по развивающимся рынкам, в последнее время оборот в России растет: “В 2011-м рост превысил 30%, и мы ожидаем таких же результатов в этом году. Основной спрос ощущается от таких отраслей, как нефтегаз, строительство дорог и других инфраструктурных объектов и машиностроение. Поэтому мы собираемся на 20%. увеличить инвестиции в наш российский бизнес”.