“К облачным вычислениям мы начали готовиться еще в 2004 г., когда приступили к разработке ПО семейства Fusion”, — заявил в своем выступлении на конференции Oracle OpenWorld '2012 глава корпорации Ларри Эллисон. Многих эти слова заставят улыбнуться: ведь еще несколько лет назад он пренебрежительно характеризовал облачную концепцию как “полную фигню” (complete gibberish). Все изменилось за последние два года, и теперь Oracle стала чуть ли не главным проповедником облачной парадигмы. Как говорится, если не можешь победить какое-то движение, его нужно возглавить. И здесь, следует признать, Oracle не только проповедует, но и делает очень существенные шаги.
За сравнительно небольшой период времени корпорация незаметно превратилась из поставщика аппаратных и программных средств еще и в провайдера облачных PaaS- и SaaS-услуг. По словам вице-президента Oracle по разработкам Томаса Куриана, в настоящий момент у компании есть для этого одиннадцать глобальных сертифицированных дата-центров (пять — в Северной Америке, три — в Азии и Австралии и три в Европе). Планируется строительство еще десяти таких центров, преимущественно в Европе и Азии. В линейку PaaS входят сервисы разработки и исполнения Java-приложений, СУБД, бизнес-анализа, поддержки мобильных устройств, совместной работы и социального взаимодействия, а также магазин приложений. В портфеле SaaS — в основном модули Fusion Applications для управления финансами, закупками, людскими ресурсами, продажами, маркетингом и т. п., а также аналогичные SaaS-сервисы фирм, купленных Oracle за последние годы. Поскольку PaaS и SaaS в данном случае развернуты на программно-аппаратной инфраструктуре Oracle, то клиенты опосредованно всегда используют в виде сервиса и ее. Однако, как утверждает Ларри Эллисон, имеется немалый спрос и на саму инфраструктуру, используемую как сервис. Теперь Oracle начинает предоставлять также услуги IaaS.
Впрочем, следует помнить и об особенностях предложения Oracle. Ларри Эллисон предупреждает: “Инфраструктура, которую мы предлагаем, — это не инфраструктура в общепринятом сегодня смысле слова. В нее входят наши ОС (имеются в виду Linux и Solaris), наша технология виртуализации Oracle VM, сервисы вычислительной обработки и хранения данных, которые базируются на наших самых быстрых и надежных программно-аппаратных комплексах, объединенных сетевыми каналами InfiniBand”. Иными словами, предлагаемый IaaS-сервис построен либо на машинах семейства Exa (Exadata, Exalogic, Exalytics) под управлением Linux, либо на аналогичных по архитектуре серверах Sun SuperCluster под Solaris. Все это приводит к тому, что потребители таких сервисов будут в существенной степени привязаны к продуктам Oracle. В частности, Exadata поддерживает только ее собственную СУБД, а Exalogic — сервер приложений WebLogic и иное связующее ПО разработки Oracle.
Самым интригующим, на мой взгляд, в этом анонсе стало весьма своеобразное распространение модели IaaS на частные облака. Ларри Эллисон постарался убедить присутствующих в том, что если таким одинаковым образом будут построены и публичное облако Oracle, и частное облако клиента, перенос прикладных систем туда и обратно станет крайне простым, что позволит предприятиям выбирать в каждой конкретной ситуации оптимальное решение. Многие организации финансового и госсектора, а также здравоохранения по требованию регулирующих органов и исходя из соображений безопасности обязаны размещать ИС на собственной площадке, и для них такое предложение Oracle окажется весьма полезным. Кроме того, заказчик может на этапе разработки и тестирования своей прикладной системы делать это в публичном облаке, а затем без каких-либо изменений развертывать приложение в собственном дата-центре. В публичное облако можно будет выносить обработку пиковых нагрузок, а также использовать его в качестве горячего резерва для основной ИС, развернутой на площадке заказчика.
Большим сюрпризом стало объявление о том, что Oracle предложит услугу полностью контролируемого и управляемого ею частного облака. В рамках этой модели все компоненты частного облака клиента будут принадлежать Oracle (покупать их заказчику не придется), и, кроме того, Oracle возьмет на себя все обязанности по управлению таким частным облаком. Клиент должен будет платить только по факту реального использования тех или иных ресурсов в соответствующем объеме помесячно. При этом Oracle будет сама осуществлять апгрейды и устанавливать дополнительные вычислительные ресурсы, если это понадобится для поддержания оговоренных уровней SLA. Понятно, что при таком раскладе клиента будут интересовать не столько вопросы производительности и стоимости самих продуктов Oracle (пропаганде этих показателей корпорация уделяет сейчас основное внимание), сколько стоимость услуг с теми или иными уровнями SLA. А о ней пока ничего не известно. Не говорится и о том, кто практически будет обеспечивать построение и эксплуатацию частных облачных IaaS-инфраструктур. Если спрос примет массовый характер, то для его удовлетворения потребуются дополнительные партнерские ресурсы. Следует признать, что, сделав выбор в пользу такого IaaS-сервиса Oracle, заказчику впоследствии будет непросто отказаться от него в силу уникальности используемых для его реализации программно-аппаратных средств. Для Oracle же подобная модель в случае ее успеха станет еще одним мощным каналом продаж (пусть и в рассрочку) серверов собственного производства.
Новая Exadata
Не секрет, что в последнем квартале указанные продажи снизились на 20%, и это обстоятельство не может не волновать руководство Oracle. В интервью телеканалу CNBC Ларри Эллисон объяснил падение тем, что его компания постепенно сворачивает бизнес-направление серверов стандартной архитектуры, а идущие им на смену комплексы семейства Exa, хотя их продажи и удваиваются ежегодно, пока еще не могут восполнить выпадающие доходы. В этом контексте важным с точки зрения Oracle стал выпуск третьего поколения систем Exalogic X3 и Exadata X3, о котором также было объявлено на OpenWorld. Благодаря переходу на новую генерацию 8-ядерных процессоров Intel Xeon серии E5-2600 суммарное число ядер увеличилось на 33%. В два-три раза вырос объем оперативной памяти.
Ряд принципиальных новшеств появился в машине баз данных (БД), которая теперь имеет полное название Oracle Exadata X3 Database In-Memory Machine, свидетельствующее, на первый взгляд, о том, что вся БД перед обработкой размещается в оперативной памяти. На самом деле имеется в виду более активное использование полупроводниковой флэш-памяти, которая в отличие от SSD-дисков подключается через быстродействующую шину PCI. В общей сложности к 4 Тб ОЗУ добавляется 22 Тб флэш-памяти, что с учетом десятикратного сжатия позволяет работать с БД объемом 260 Тб, не обращаясь к жестким дискам, которые в данном продукте также присутствуют (500 Тб). Всё вместе это образует трехуровневую иерархию памяти: самая быстродействующая DRAM для так называемых горячих, чаще всего запрашиваемых данных, более медленная флэш-память и редко используемая дисковая. С помощью ПО Exadata Smart Flash Cache достигается двадцатикратное ускорение операций записи в БД, причем указанное ПО может быть установлено и в системы Exadata предыдущего поколения. Стоимость аппаратной части не изменилась, но к присутствовавшим ранее в прайс-листе конфигурациям 1/4, 1/2 и полной стойки добавилась относительно недорогая (200 тыс. долл.) опция 1/8 стойки (16 процессорных ядер, 54 Тб дисковой и 2,4 Тб флэш-памяти).
Мультиарендная СУБД
На конференции впервые была представлена новая версия флагманской СУБД Oracle 12c, выпуск которой запланирован на следующий год. Ее ориентация на облака подчеркивается не только буквой c (cloud) в номере версии, но и тем, что, характеризуя ее, Ларри Эллисон назвал Oracle 12c первой в отрасли мультиарендной (multitenant) СУБД. Понимая, что его прежние саркастические замечания в адрес multitenancy многими еще не забыты, глава Oracle пояснил, что его негативная оценка относилась к мультиарендности, реализованной на уровне приложения, поскольку при этом данные разных пользователей не были изолированы в должной степени друг от друга, а следовательно, страдала их безопасность. Выделение же каждому пользователю облачного сервиса отдельного экземпляра СУБД со своими процессорными и иными ресурсами усложняет управление и приводит к неоптимальному использованию инфраструктуры.
Теперь в Oracle 12c реализована архитектура, в которой в рамках одного экземпляра СУБД, исполняющего роль контейнера, может функционировать несколько изолированных друг от друга подключаемых модулей СУБД (pluggable database). Достоинство данного подхода, по мнению вице-президента Oracle по серверам БД Энди Мендельсона, еще и в том, что все административные задачи, такие, например, как резервное копирование, могут решаться на уровне контейнера. Причем восстановление из резервной копии допускается для каждого отдельного подключаемого модуля. Важно и то, что для использования СУБД в режиме multitenancy в обращающиеся к ней приложения никаких изменений вносить не придется. Ларри Эллисон продемонстрировал результаты внутреннего OLTP-теста Oracle, призванного показать высокую масштабируемость нового продукта. В то время как при традиционном развертывании отдельных экземпляров на 20 Гб памяти удалось развернуть 50 СУБД, то при переходе в режим multitenancy это число выросло до 250.
Думается, такие замечательные качества Oracle 12c сделают ее востребованной не только среди облачных провайдеров, но и среди традиционных заказчиков. Вопрос лишь в том, сохранится ли в прежнем виде ценовая политика, когда стоимость лицензии исчислялась исходя из количества задействованных процессоров или одновременно работающих пользователей. Ведь теперь на тех же программно-аппаратных ресурсах можно будет развернуть впятеро больше БД. Пойдет ли на это Oracle? Пока что о структуре цены не говорится ничего. Впрочем до выпуска коммерческого релиза еще немало времени.
А что с приложениями?
Их становится все больше, о чем лучше всего свидетельствует присутствие на сцене соответствующей пленарной сессии десятка руководителей, отвечающих за разные семейства продуктов — и давно известных (Oracle E-Business Suite, PeopleSoft, JD Edwards, Siebel), и недавно приобретенных (RightNow, Taleo), и функциональных модулей нового поколения Fusion Applications. И, как сказал Стив Миранда — вице-президент, отвечающий за разработку бизнес-приложений: “Здесь еще не все собрались”. Обещанная и до сих пор исполняемая поддержка всех приложений, имеющихся в портфеле Oracle, лежит тяжелым грузом на корпорации, которая, фигурально выражаясь, нарисовала облака на своих знаменах. Дело в том, что приложения “старой школы” не очень готовы к развертыванию в облаках, а новые модули (они же облачные сервисы) Fusion находятся на начальной стадии выхода на широкий рынок. По словам вице-президента Oracle Криса Леоне, в общей сложности сегодня купили лицензии Fusion или подписались на соответствующие сервисы около четырёхсот компаний. Подавляющее большинство пользователей Fusion (67%) находится на американском континенте, 23% в Европе и 10% — в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Причем чаще всего они прибегают к модели SaaS-сервисов (65%).
Прикладные облачные сервисы Oracle распределены по следующим группам: ERP Services, HCM Services, Talent Management Services, Sales and Marketing Services, Customer Service and Support Services. Впрочем, из данных, представленных Ларри Эллисоном, следует, что реальным спросом пользуются модули HCM (39% клиентов), CRM (38%) и ERP (23%). Следует отметить, что наполнение указанных групп функциональными модулями продолжается.