В 2012 г. в России появились первые коммерческие сети LTE, которые обеспечивают наилучшие на сегодняшний день характеристики передачи данных в мобильных сетях. Однако, уже в следующем 2013 году, как показало исследование аналитической компании J’son & Partners Consulting “Сети 4G: от LTE к LTE-Advanced”, в мире могут появиться первые коммерческие сети, построенные по продвинутой технологии LTE-Advanced, которые полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым к сетям четвертого поколения (4G). А число абонентов 4G в нашей стране в конце 2018 г. составит от 10 до 20 млн.
Потребность мобильных пользователей в высоких скоростях передачи данных, резкий рост потребления мобильного трафика, “тяжелого” контента, появление и бурный рост продаж новых видов мобильных устройств (смартфонов следующего поколения, планшетных ПК и пр.), будут подталкивать операторов к внедрению LTE-Advanced как наиболее совершенной технологии мобильного доступа в среднесрочной перспективе. В ходе полевого теста в Японии в городских условиях были получены пиковые скорости в направлении к абоненту более 600 Мбит/с, в направлении от абонента — более 150 Мбит/с.
LTE Advanced — это следующее поколение технологий мобильной передачи данных, главными преимуществами которого являются возможность объединения в единую полосу частот из различных диапазонов и большая спектральная эффективность, увеличивающие скорость передачи данных для абонентов. В частности, пиковые скорости передачи данных в LTE-Advanced составляют 1 Гбит/с в направлении к абоненту и 500 Мбит/с в направлении от абонента против 300 и 75 Мбит/с, характерных для LTE. Также в LTE-Advanced улучшатся характеристики работы сети на краях соты.
Как считает эксперты J’son & Partners Consulting, LTE-Advanced станет логическим эволюционным продолжением технологии LTE, которая показывает сегодня впечатляющую динамику. По данным GSA на 11 сентября 2012 г., в 45 странах мира насчитывалось 96 коммерческих сетей LTE, включая 10 сетей в непарном спектре (TDD). 338 операторов инвестируют в технологию LTE в 101 стране мира. К концу 2012 г. в мире, как ожидается, будет не менее 150 коммерческих LTE-сетей в 64 странах, что более чем в три раза превышает показатель 2011 г. Только в первом полугодии 2012 г. количество новых коммерческих сетей LTE выросло почти в полтора раза по сравнению со всем 2011 г.
“Мы надеемся, что не только абонентские терминалы LTE смогут функционировать в сетях с поддержкой LTE-Advanced, но и терминалы LTE-Advanced можно будет использовать в сетях LTE в той мере, в какой возможности терминала поддерживает сеть LTE”, — отмечает Такехиро Накамура, председатель рабочей группы 3GPP TSG-RAN, директор Radio System Design Group, NTT DoCoMo. По его мнению, такая обратная совместимость весьма важна, учитывая, что к моменту запуска сетей LTE-Advanced, на рынке будет уже много терминалов LTE.
В России существенным тормозом для развития 4G является дефицит частотного спектра. Кроме того, в стране отсутствуют такие механизмы, как технологическая нейтральность, распределение частотного спектра на аукционах, совместное использование активной инфраструктуры (приемо-передающих устройств) и спектра; недостаточно проработаны на законодательном уровне механизмы взаимодействия базового и виртуального операторов (MVNO) и пр.
Несмотря на эти сложности, 9 октября 2012 г. компания Yota Ntetworks объявила о запуске технологии LTE-Advanced на фрагменте своей LTE-сети в Москве. С появлением в 2013 г. устройств, поддерживающих эту технологию, Россия сможет стать одним из пионеров в мире по внедрению коммерческих сетей LTE-Advanced.
Как уже отмечалось, главное преимущество данной технологии — возможность объединения несущих, как из одного, так и из разных частотных диапазонов в единую полосу. Yota Networks, имея две несущие по 15 МГц каждая, может получить единую полосу в 30 МГц, что позволит, как минимум удвоить максимальные скорости на абонентских устройствах и повысить качество услуги за счет более эффективных механизмов управления радиоресурсом внутри одной широкой полосы.
К концу 2018 г., по прогнозам J’son & Partners Consulting, абонентская база 4G (технологии LTE и LTE-Advanced) в России может достичь при оптимистическом сценарии порядка 20 млн. пользователей. В консервативном сценарии число абонентов к концу 2018 г. составит порядка 10 млн., в базовом — 15 млн.
Основными задачами операторов 4G на ближайшие несколько лет станут вопросы взаимодействия со сторонними поставщиками (OTT) и внедрения востребованных дополнительных услуг (VAS). Однако в России, по крайней мере в ближайшие два-три года, передача данных в сетях мобильной связи останется основной услугой, приносящей операторам львиную долю доходов. Рынок VAS на сетях LTE, а впоследствии и на сетях LTE-Advanced будет ограниченным до тех пор, пока проникновение мобильных устройств и зона покрытия сетей не превысят определенный критический порог.
Среди наиболее перспективных направлений, которые могут быть востребованы в 4G в среднесрочной и долгосрочной перспективе J'son & Partners Consulting выделяет мобильное ТВ и видео; мобильные онлайн-игры; мобильную телемедицину (mHealth); мобильную коммерцию, совмещенную с LBS, 3D-сервисом телеприсутствия (3D telepresence), видеоконференцсвязью и пр.; облачные АТС с мобильной видеотелефонией и многоточечной видеоконференцсвязью; мультимедийные рингтоны.
Одна из проблем, которую предстоит решить операторам мобильной связи — это внедрение голосовых услуг на сетях 4G и защита своих доходов от базовых услуг. По оценкам Informa Telecom & Media, снижение доходов сотовых операторов от использования их абонентами сторонних IP-сервисов (OTT), таких как Skype, достигнет в 2012 г. для Западной и Восточной Европы 3,9 и 1,6% соответственно. Ovum оценил потери от OTT-сервисов передачи сообщений в 13,9 млрд. долл. или 9% от общей выручки от передачи сообщений в 2011 г.
Ответные действия мобильных операторов лежат в четырех основных плоскостях: блокирование и запреты OTT-сервисов, снижение привлекательности OTT-сервисов за счет их тарификации, совместные проекты в области мобильных IP-коммуникаций (пример — европейский проект Joyn в рамках концепции Rich Communication Services, RCS) и самостоятельное внедрение OTT-сервисов. Однако их внедрение не будет гладким для операторов.