На российском рынке MDS появился новый сильный игрок — корпорация Ricoh, которая ранее приобрела известность в нашей стране за счет поставок печатной техники. В октябре Ricoh представила свои инновационные решения по оптимизации документооборота и безопасности печати, ориентированные на разные сегменты российского рынка документооборота.
По мнению вендора, рынок услуг по аутсорсингу печати и оптимизации документооборота в России хотя и находится на начальном этапе развития, но уже является вполне самостоятельным. К таким сервисным услугам возникает интерес со стороны не только крупных, но и средних российских компаний, которые в высококонкурентной среде все чаще делают акцент на важности сокращения более скромных статей расходов на печать и документооборот по сравнению с размерами их бизнеса.
В глобальном масштабе развитие нового направления бизнеса Ricoh идет успешно: планируется, что доля таких услуг в текущем году превысит 21% от оборота, а к концу следующего приблизится к 25% и, как ожидается, будет способствовать росту бизнеса компании в целом.
Александр Надольский, менеджер по предпродажной подготовке проектов компании Ricoh Rus, сообщил: “Ricoh впервые объявила о своем интересе к российскому рынку MDS в конце прошлого года, и уже в этом были реализованы первые проекты”
Сейчас в российском портфеле Ricoh, по его данным, находится более 40 проектов на различных стадиях: часть из них уже завершена полностью, некоторые находятся на этапе аудита корпоративной системы печати. Несколько проектов по внедрению программно-аппаратных комплексов включают мониторинг затрат на печать, анализ состояния парка устройств и контроль доступа к ним.
“Основными нашими клиентами в сегменте MDS-услуг в России сейчас являются компании розничной торговли, промышленного сектора, автохолдинги. Европейский опыт реализации MDS-проектов также охватывает нефтегазовый, банковский, телекоммуникационный секторы и здравоохранение, — сообщил он. — Стандартный показатель экономии для реализованных нашей компанией MDS-проектов — 25—30%, при этом у нас есть несколько примеров, когда внедрение новой системы печати позволяло сократить расходы на документооборот на 40%”.
Г-н Надольский отметил, что затраты на печать включают в себя не только приобретение печатающего оборудования, бумаги, расходных материалов, но и время, затрачиваемое на поиск, создание и передачу информации. Так, по данным IDC, объем информационного потока в организациях ежегодно увеличивается приблизительно на 60%. И среди ключевых проблем, требующих решения, по его мнению, оказываются неэффективные информационные системы, затрудняющие быстрый поиск нужной информации, что приводит в целом, по данным исследования Photizo Group, к удорожанию печати документов до 1 тыс. долл. в год на сотрудника.
По данным того же источника, внедрение MDS в компании приводит к экономии в среднем до 275 долл. на сотрудника в год, к снижению нагрузки на ИТ-отдел на величину до 10%, и даже к уменьшению выделения CO2 в процессе печати — до 60%.
В адаптивной бизнес-модели MDS, продвигаемой Ricoh в нашей стране, делается ставка на комплексный подход к оптимизации затрат на документооборот в целом (включая затраты на печать). “Каждый MDS-проект состоит из нескольких этапов: аудит системы документооборота и печати внутри компании, разработка стратегии оптимизации процессов, связанных с документами, внедрение новых стандартов и обновление парка оборудования, поддержка и обслуживание новой инфраструктуры и ее постоянное усовершенствование”, — пояснил Александр Надольский.
Предлагаемый партнерам и клиентам Ricoh пакет услуг помогает решить (с учетом методов работы клиентов) сразу несколько проблем: сократить временные затраты на обработку документов и оптимизировать документооборот, снизить расходы на печать, ввести мониторинг и контроль процесса печати, повысив ее безопасность, и т. п.
“Практически все эти стадии осуществляются специалистами компании Ricoh, партнеров мы привлекаем только на финальном этапе поддержки проекта, когда речь идет о сервисном обслуживании. При этом вся ответственность за соблюдение условий контракта лежит на Ricoh”, — дополнил г-н Надольский. Однако эксперты Ricoh являются дополнительным персоналом в компании клиента — стратегический контроль над информационной инфраструктурой остается у клиента.
Вместе с тем, как полагают в Ricoh, MDS-модель должна учитывать реалии, сложившиеся на предприятиях в нашей стране. Поэтому решения, отработанные на Западе, адаптируются к условиям каждого заказчика. По мнению Александра Надольского, нельзя упускать из виду такую специфику отечественных заказчиков услуг печати, как отсутствие должного внимания к бизнес-процессам управления печатью и документооборотом в целом. Такая позиция объясняется тем, что затраты на документооборот (с учетом расходов на печать и т. п.) кажутся ИТ-менеджерам незначительными в сравнении с расходами на ПО, внедрение бизнес-приложений, поддержку, развитие ИТ-инфраструктуры и т. п.
При этом расходы на печать часто не учитываются в ИТ-бюджете, так как их относят к операционным расходам различных подразделений, в которых такие статьи незаметны. В то же время объемы печатной техники часто значительно превышают насущные потребности крупной организации. Общей картиной расходов на обслуживание печатной техники в консолидированном бюджете располагают финансовые подразделения, которые, как считает Александр Надольский, и инициируют запуск проекта по автоматизации документооборота с целью сокращения издержек.
Особое место в продвижении своей бизнес-модели Ricoh уделяет программным решениям по оптимизации печати и сокращению расходов на документооборот.
Новый пакет ПО GlobalScan NX, который входит в портфель решений компании по оптимизации документооборота, расширяет стандартные возможности сканирования. Как сообщил менеджер по программным решениям компании Ricoh Rus Александр Щелканов, GlobalScan NX доступен в трех версиях: для малых офисов (Serverless), для среднего бизнеса (Business Server) и для крупных компаний (Enterprise Server), в которых это решение позволяет централизованно администрировать до 750 офисных МФУ. GlobalScan NX, по его утверждению, легко интегрируется в корпоративную среду электронного документооборота и совместимо с ведущими бизнес-приложениями.
Заказчикам, применяющим GlobalScan NX, которым необходима защита конфиденциальных документов, предлагается опциональное решение Kerberos — с целью аутентификации пользователей для разграничения прав доступа к проектам при сканировании. Для распределения рабочей нагрузки между устройствами при больших объемах сканирования предусмотрена опция Load Balancing, а на случай отказа основного сервера предлагается опция Failover, которая позволяет автоматически перенаправлять задачи сканирования на резервный сервер для обеспечения непрерывности бизнес-процессов.
По утверждению г-на Щелканова, компании, использующие GlobalScan NX, “могут существенно повысить производительность за счет функций автоматического распределения отсканированных документов, их совместного использования и управления полученными файлами в электронном виде”.
В портфеле Ricoh (так же как и у конкурентов) присутствует и бизнес-модель покопийных контрактов.
В отдельное новое бизнес-направление Ricoh выделяет Precision Marketing (целевой маркетинг), позиционируя эту технологию как инструмент для повышения эффективности коммуникаций с клиентами. Например, использование решений Precision Marketing (для анализа клиентских баз данных и печати персонализированных рассылок рекламных материалов и предложений клиентам) может повысить эффективность программ лояльности банков и страховых компаний.