Облачные технологии в ближайшие годы могут существенно изменить облик российского рынка CRM (Customer Relationship Management) и стать мощным инструментом для компаний среднего и малого бизнеса (СМБ). Уже сейчас появляются такие предложения, которые вполне могут заинтересовать небольшие предприятия как по функциональности, так и по стоимости.
Зарубежные исследования показывают, что российский рынок CRM — самый быстрорастущий в Восточной Европе . В 2011 г. он поднялся на 30% и достиг уровня в 120 млн. долл. Однако развивается он в основном за счет крупных компаний, на долю которых приходится до 90% его объема. Малый и средний бизнес средства CRM пока обходят стороной.
В итоге для многих ИТ-специалистов до сих пор CRM ассоциируется с большими и дорогими системами, рассчитанными на крупные корпоративные структуры. Однако с появлением облачных технологий ситуация коренным образом меняется. Так, компания “Манго Телеком”, провайдер виртуальной телефонии, в октябре вывела в режим коммерческой эксплуатации облачный CRM-сервис “Манго-Офис”, который специально спроектирован для сегмента среднего и малого бизнеса.
“Манго-Офис”, вероятно, первая на российском рынке система управления взаимоотношениями с клиентами, полностью интегрированная с традиционной и VoIP-телефонией и содержащая встроенную подсистему управления бизнес-процессами (workflow) и подсчета KPI. Сервис недорог: клиентам предлагается три тарифных плана (ТП), один из которых (Промо) вообще бесплатный, а два других обойдутся соответственно в 2000 и 4500 руб. в месяц, что вполне приемлемо для предприятий СМБ.
Младший ТП рассчитан на трех человек персонала, старший — на двенадцать. “Манго-Офис” позволяет малым фирмам самостоятельно внедрять управленческие технологии, до которых дозрело предприятие, а затем расширять сферу информатизации по мере роста управленческой культуры. По мнению Дмитрия Бызова, генерального директора “Манго Телекома”, применение данного сервиса позволит клиенториентированным предприятиям ранга СМБ быстро выйти на новый уровень взаимодействия с покупателями и партнерами.
По данным исследовательской группы Gartner, пока в России только 10% продаж CRM приходится на облачные технологии. Я не удивлюсь, если такие компании, как “Манго Телеком”, которые смогли разработать собственную жизнеспособную облачную телекоммуникационную платформу, биллинг, коммутатор и другое системообразующее ПО, в ближайшие годы окажутся в состоянии изменить нынешнюю ситуацию в лучшую сторону и внести заметный вклад в структуру рынка CRM, внедрив там облачные решения для СМБ.