Биллинговая система — это “сердце” любого предприятия, занимающегося предоставлением услуг большому числу клиентов, так что от правильности ее выбора во многом зависит развитие бизнеса. “Комстар — Регионы” — дочерняя компания “Комстар — ОТС” (принадлежащая сотовому оператору МТС) — перевела ряд крупных беспроводных интернет-провайдеров Сибирского федерального округа на автоматизированную систему расчетов (АСР) “ПортМонет”, имеющую весьма любопытную историю создания.
С чего всё начиналось
Как рассказал основатель новосибирской компании “Аланов” Александр Лагутин, дело было в 1998 г., когда у него практически с нуля родилась идея построения локальной сети: “Мне просто понадобился дома Интернет, а он для той поры стоил очень дорого — абонентская плата составляла около 150 долл./мес. Естественно, мне одному это было не по карману, и тогда я собрал пятнадцать человек в округе, которым тоже требовался выход в онлайн. Так возникло наше потребительское общество, получившее название HomeNet (“Домашняя сеть”)”.
Изначально сеть HomeNet являлась некоммерческим проектом, ее расширение происходило исключительно в рамках потребительского кооператива. Вступая в него, новые абоненты платили членские взносы, на которые велось строительство сети, расширение канала, подключение новых домов.
Со временем компьютерная кооперация росла, охватила Академгородок, а через десять лет она уже объединяла порядка 20 тыс. абонентов Краснообска, Бердска и Новосибирска в единое информационное пространство. При этом главным принципом объединения людей в сеть, по словам г-на Лагутина, была реализация миссии “Интернет в каждый дом”.
Автоматизированная система расчетов “ПортМонет”
Для поддержания развития такого высокотехнологического проекта требовалась биллинговая система, обеспечивающая проведение больших расчетов, связанных с тарификацией услуг. “Все существовавшие в то время биллинговые системы были рассчитаны на малое количество, но очень богатых клиентов. Другими словами, они были ориентированы на юридических лиц. А систем для обслуживания физических лиц тогда еще не существовало, не было вообще такого бизнеса. И поэтому мы сами его придумали”, — подчеркнул Александр Лагутин.
И пятнадцать лет назад силами малой группы разработчиков, включающей самого Александра Лагутина и его студентов, такая система была создана в рекордные сроки — всего за три месяца. И хотя интерфейс в тот момент оставлял желать лучшего, все основные функции системы были реализованы. В 2002 г. после проведения необходимых доработок система была запущена в промышленную эксплуатацию, и за десять лет работы в ней было зафиксировано до 55 тыс. пользователей. Уникальность данного проекта, по мнению директора по работе с партнерами компании InterSystems Вадима Федорова, состоит в том, что небольшая команда смогла создать биллинговую систему, обладающую высоким быстродействием и имеющую отличные показатели по стоимости владения.
Сегодня АСР “ПортМонет” представляет собой аппаратно-программный комплекс, предназначенный для информационной поддержки и проведения взаиморасчетов между операторами связи и автоматизации расчетов с абонентами. Система сертифицирована на один миллион пользователей и обеспечивает техническую поддержку всего бизнеса интернет-провайдера, оператора связи или поставщика услуг.
Надо сказать, что ключевым фактором успешности проекта г-н Лагутин считает выбор программных продуктов компании InterSystems — интеграционной платформы Ensemble и СУБД Caché, обладающих необходимым быстродействием, гибкостью и невысокой стоимостью владения. В дополнение к этому он отметил, что за десять лет функционирования система ни разу не выходила из строя, а накопленная база данных позволяет получить необходимые сведения практически на любой момент времени. “Такой результат невозможно получить ни с одной другой из имеющихся СУБД, — пояснил Александр Лагутин. — Например, для обслуживания системы управления базами данных Oracle требуется большое число квалифицированных администраторов, а у нас же поддержка СУБД InterSystems Caché все эти годы осуществлялась исключительно силами разработчиков, основной задачей которых было развитие функционала биллинговой системы”.
В целом же, говоря о результатах использования “ПортМонет”, г-н Лагутин обратил внимание на тот факт, что к 2006 г. доход от физических лиц превысил доход от юридических, что только подтвердило правильность выбора курса развития. Более того, как выяснилось на практике, система позволяет не только производить необходимые расчеты, но и расширять сам бизнес за счет присоединения к нему других направлений.
“Комстар-Регионы” и HomeNet
Приобретение местных интернет-провайдеров — вот путь, по которому идет развитие крупных операторов связи все последние годы. Поэтому естественно, что такая известная в Новосибирске локальная сеть, как HomeNet, не могла остаться незамеченной, и в конце 2010 г. она была приобретена компанией “Комстар — Регионы”. Стоимость сделки составила около 800 млн. руб.
При этом надо отметить, что в состав покупки вошли только сеть передачи данных и биллинговая система вместе с абонентами, а медиа и финансовые сервисы остались в потребительском обществе, как и прежде. И сегодня компания “Аланов” разрабатывает на основе существующей кооперации социально-экономическую сеть нового поколения, где люди будут не только развлекаться, но и решать свои деловые вопросы.
Важной задачей, логически следующей за этапом активной скупки региональных интернет-провайдеров, который происходил до 2010—2011 гг., стало создание единой инфраструктуры, выстраивание общих бизнес-процессов, рассказывает руководитель отдела эксплуатации систем расчетов с абонентами и CRM Сибирского филиала компании “КОМСТАР — Регионы” Сергей Трофимович. “Было очевидно, что поддерживать множество разнообразных биллинговых систем нецелесообразно, поскольку это требует больших ресурсов, как финансовых, так и кадровых. Следовательно, необходимо было оптимизировать количество систем”, — пояснил он.
После проведенного анализа биллинговых систем компаний, приобретенных в разных регионах, выяснилось, что система, используемая в сети HomeNet, по своим потребительским качествам превосходит другие решения. К числу ее основных преимуществ специалисты компании “КОМСТАР — Регионы” отнесли небольшие затраты на миграцию в нее данных других биллинговых систем, невысокую стоимость обслуживания и простоту наращивания функционала. Помимо этого еще одним важным доводом в пользу выбора данной системы стало наличие стабильной команды разработчиков. В результате было принято решение о переводе ряда регионов Сибирского федерального округа на АСР “ПортМонет”.
Процесс миграции на новую систему, по словам г-на Трофимовича, не вызвал особых трудностей. Наибольший объем работ пришелся на приведение в соответствие бизнес-процессов региональных операторов связи, что заняло около полугода. На этом этапе им были разосланы протоколы для переноса данных, написаны необходимые скрипты. Затем после согласования протоколов специалисты компании “КОМСТАР — Регионы” разработали типовой план миграции, который стал возможным благодаря наличию схожих основных структур во всех биллинговых системах.
Следующим этапом стало развертывание инфраструктуры, включающее установку на местах серверов и ПО InterSystems, перенос данных, обучение сотрудников. В целом на процесс миграции каждого региона было потрачено не более полутора-двух месяцев. Такой результат оказался возможным благодаря использованию СУБД Caché и интеграционной платформы Ensemble, считает Александр Лагутин: “Технологии InterSystems позволяет очень быстро создавать прототипы и собирать данные. А поскольку у нас уже был большой опыт работы с СУБД Caché и интеграционной платформой Ensemble, сложных логических задач не возникало”.
А вот Сергей Трофимович видит секрет успеха в наличии грамотной документации и компетентной команды. “Если есть и то, и другое — всё будет успешно. Но если чего-то одного недостает, неизбежно будут возникать проблемы”, — убежден он.
Данный проект, с точки зрения специалистов компании “КОМСТАР — Регионы”, стал одним из целевых в Сибирском федеральном округе. Его реализация позволила произвести перевод на АСР “ПортМонет” интернет-провайдеров таких крупных региональных центров, как Барнаул, Омск и Новосибирск. На данный момент система обслуживает более 300 тыс. лицевых счетов, что означает заказ свыше полумиллиона разных основных услуг, не считая дополнительных.
Новые горизонты HomeNet
Учитывая потенциал программно-аппаратного комплекса “ПортМонет” и возможности СУБД Caché, легко масштабируемых на миллионы пользователей, команда разработчиков HomeNet взялась за реализацию проекта социально-экономической сети, главная миссия которой, по задумке ее создателей, должна состоять в том, чтобы вооружить каждого человека эффективным инструментарием самовыражения, самоорганизации, социализации, самоуправления и реализации в информационном обществе.
Уже сегодня HomeNet предоставляет участникам потребительского общества комплекс современных высокотехнологичных медиа-сервисов, в том числе онлайновый портал HD-Video Plasma, каталог видеоописаний Cinema, авторский каталог музыки Echoes, пять каналов круглосуточного веб-радио, портал HomeTube, содержащий коллекцию частного видео, и форум HomeNet. Примечательно, что все эти сервисы были реализованы намного раньше, чем у большинства крупных интернет-провайдеров. Участники потребительского общества могут, например, с помощью “электронного кошелька” мгновенно оплачивать услуги мобильной, стационарной, IP-телефонной связи, интернет и кабельного телевидения, передавать обществу под проценты свои денежные средства, а также брать процентные займы в потребительском обществе.
Помимо этого развиваются сервисы для малого и среднего бизнеса, которые позволяют по модели SaaS эффективно организовать совместную работу сотрудников.
Важным новым элементом HomeNet станет ресурс “Инфопоселение”, представляющий собой единое информационно-коммуникационное пространство, которое объединит жителей региона, органы местной власти и бизнес для решения задач организации жизни, производственно-хозяйственной деятельности и местного самоуправления.