На октябрьской конференции “Аудиовизуальные технологии и системы управления: от идеи до реализации”, организатором которой выступил дистрибьютор AV-оборудования AUVIX, были обозначены тенденции развития AV-бизнеса в России и представлены новые решения ведущих игроков AV-рынка. При этом фокус был сделан на проекторах и интерактивных экранах.
Один из наиболее значимых трендов, которому следуют ведущие игроки AV-рынка, — смещение вектора с дисплейного бизнеса на проекторный (PJ). По словам Георгия Ковалева (AUVIX), в дистрибьюторском AV-бизнесе компании проекторная линия занимает ведущее место: располагая 1500 бизнес-партнерами с региональным охватом в 150 городов России и СНГ, AUVIX контролирует 25% отечественного рынка проекционных экранов.
Олеся Вишнякова (ViewSonic) привела данные аналитической компании FutureSource, согласно которым в текущем году мировой рынок видеопроекторов достигнет объема в 8,74 млрд. долл. при среднегодовом приросте 10,8% в штуках и 4,4% в деньгах, в то время как тот же показатель отечественного рынка составит в этом году всего лишь 205 млн. долл. При указанных темпах роста мировой рынок, согласно прогнозу того же источника, в 2017 г. достигнет 14,2 млрд. долл.
Распределение на рынке, по данным FutureSource, следующее: доля проекторов c разрешением XGA по-прежнему составляет более 50% (данные по России за 2011 г.), SVGA — 30%, WXGA — 10%, доля проекторов с разрешением 1080 пока не превышает 3%. Тенденция 2009—2011 гг. показывает синхронный рост всех основных разрешений в проекторной линии.
О новом витке развития проекторного оборудования в свете глобального слияния Panasonic и Sanyo заявил Александр Мельцев (Panasonic), отметив, что, по данным FutureSource, за восемь лет в Россию поставлено проекторов Sanyo и Panasonic на 164 млн. долл., что соответствует 16,1%-ной доле этого рынка за тот же период, при общем его объеме в 1,023 млрд. долл.
Он сообщил, что основную ставку в проекторном бизнесе корпорация делает на большие инсталляционные 3D-аппараты, располагая при этом широким модельным рядом, покрывающим практически все ниши в проекторном сегменте AV-рынка.
На форуме была представлена новая линия таких 3D-проекторов — DZ21K Series, — состоящая из трех моделей в компактном корпусе и с низким уровнем шума. Аппараты оснащены четырьмя новыми UHM-лампами со сроком службы 2000 часов и возможностью работы в режиме 24×7; при этом обеспечивается яркость 17 000—20 000 лм с контрастностью 10 000:1. Как утверждается, у UHM-ламп по сравнению с ксеноновыми тепловыделение на 38% меньше. Для их охлаждения применяется уникальная жидкостная система, объем которой, по его словам, меньше, чем у конкурентов. Благодаря четырехламповой системе снижен риск внезапного выключения. При инсталляции аппаратов предусмотрены такие возможности, как коррекция геометрии экрана, оптический сдвиг оси проекции и др. Сферы применения этих проекторов — выставки, театры, системы Digital Signage, большие аудитории и залы.
Александр Мельцев привел примеры успешного внедрения новинок. Впервые они были опробованы на Олимпийских играх 2012 г., где 13 из 28 проекторов PT-DZ21KE, использовавшихся во время их открытия, работали в портретном режиме.
Интересно, что проекторами Panasonic PT-DZ21KE компания Sony оснастила свой стенд на прошедшей в сентябре в Берлине выставке IFA '2012, “чем сделала нам хорошую рекламу”, с удовлетворением отметил г-н Мельцев.
В России также реализовано несколько проектов на базе новых проекционных аппаратов. Например, восемь устройств PT-DZ110XE инсталлированы в главном зале Центра управления полетом российского сегмента МКС.
К гонке на рынке проекторов подключились новые игроки, среди которых уверенно наращивает свой потенциал в новом для нее бизнесе компания ViewSonic, до недавнего времени выступавшая как один из ведущих производителей мониторов.
Олеся Вишнякова отметила: “В процентном отношении доля проекторов в продуктовом портфеле нашей компании постоянно растет (в 2009 г. — на 5%, в 2010 — на 6%). Но происходит это на фоне общего роста объема бизнеса ViewSonic, т. е. абсолютный рост продаж проекторов заметен еще больше”.
В 2011-м PJ-бизнес ViewSonic рос темпами, опережающими среднерыночные: если, по данным аналитической компании FutureSource, рынок проекторов в 2011 г. вырос на 57% по сравнению с 2010-м, то рост ViewSonic за этот период в том же сегменте составил 72%; при этом доля рынка ViewSonic в России в 2011-м составляла 6,8%. Данные ITResearch также подтверждают, что проекторный бизнес ViewSonic растет быстрее рынка в нашей стране: за последние годы компания перешла с 13-го на 5-е место на рынке.
По данным Олеси Вишняковой, ViewSonic располагает 220 сервисными центрами по всей России с охватом ста городов.
Она отметила, что сегодня на проекторном рынке присутствуют аппараты на основе DLP-технологии, безламповые проекторы, проекторы с высокой статической и динамической контрастностью, проекторы Full HD, короткофокусные и сверхкороткофокусные проекторы. Короткофоксусные и сверхкороткофокусные модели занимают все большую долю проекционного сегмента. Это довольно дорогостоящее, но крайне удобное решение для небольших помещений и образовательных учреждений — их можно размещать гораздо ближе к экрану, чем традиционные проекторы, так как докладчик не перекрывает луч. Они часто используются с интерактивными досками в образовании, а также в компактных переговорных комнатах. Их выпускают почти все ведущие игроки на проекторном рынке, в том числе ViewSonic.
Согласно данным FutureSource, доля DLP-проекторов в России в 2011 г. превысила 70%. Разрыв между технологиями DLP и LCD несколько увеличился по сравнению с 2009—2010 гг.
Проекторы высокой яркости — стабильно растущий сегмент рынка. По данным ViewSonic, аппараты с яркостью 5000—7000 лм занимают 75% проекторного сегмента.
Все проекторы ViewSonic, продаваемые в России и других странах CНГ, используют технологию DLP, разработанную компанией Texas Instruments.
Для мобильных пользователей ViewSonic выпустила LED-проекторы, которые повышают удобство в работе благодаря совместимости с мобильными телефонами и картами памяти.
Во ViewSonic считают, что устройства “Windows 8 Certified” будут работать с более высоким разрешением и Full HD станет основным, поскольку при передаче такого контента через проекторы SVGA/XGA/WXGA и др. на экран потребуется масштабирование, в результате чего изображение исказится относительно оригинала. С учетом предстоящего перехода на Windows 8 компания увеличила число Full HD-моделей с двух до пяти.
Другие ведущие производители проекторов также предпочитают следовать этой тенденции.
Хироаки Уцуми, менеджер по маркетингу “Сони Электроникс”, обозначил направления развития проекторной линии для корпоративного и образовательного секторов: высокое качество отображаемого на экране контента, энергоэффективность в сочетании с низкими затратами на поддержку, простота использования и обслуживания.
Sony реализовала идею интерактивной презентации, предложив решение с двумя стилусами, когда оба пользователя могут работать ими на экране одновременно. Интерактивный стилус (в проекторах VPL-SW535C/VPL-SW525C) можно использовать на такой презентации в качестве полнофункциональной мыши.
Хироаки Уцуми выделил ряд новых моделей, обладающих конкурентными конструктивными преимуществами, среди которых ультракороткофокусные (VPL-SX535, VPL-SW535) с функцией оптического сдвига объектива, проекторы с расширенной геометрической коррекцией (VPL-CW255, VPL-CX235), аппараты с увеличенным диапазоном сдвига объектива (VPL-FX500L, VPL-FH500L), допускающим упрощенную настройку изображений.
С целью повышения надежности работы аппарата Sony предложила систему со сдвоенными лампами: второй источник света используется для автоматического резервирования при выходе из строя основного.
Еще одна тенденция — увеличение долговечности источников света: в проекторе Sony VPL-EW245 применена лампа со сроком службы до 7000 часов.