Прошлой весной на юбилейном Форуме SAP, помнится, так и не удалось взять запланированное интервью по одной из самых громких инноваций ИТ-рынка последних лет — высокоскоростной аналитической платформе SAP HANA на базе технологии расчетов in-memory, а точнее — по проекту внедрения нового продукта в ОАО “Сургутнефтегаз”. Отметим также: все, что довелось тогда услышать о новом продукте в кулуарах форума, звучало туманно и в целом не слишком оптимистично. И вот недавно в рамках семинара “Решения для повышения надежности и производительности SAP на новых технологических платформах”, организованного и проведенного отечественным системным интегратором “ИНЛАЙН ГРУП”, о результатах этого проекта подробно рассказали представители самой российской нефтегазовой компании. Интересным был и доклад представителя SAP, который рассказал о настоящем и будущем аналитической платформы на базе расчетов по технологии in-memory.
О новом продукте и его дорожной карте
Сергей Кузин, архитектор бизнес-решений SAP CIS, сообщил, что технической базой для разработки платформы SAP HANA стал целый ряд уже существующих и работающих приложений компании (одно из них — поисковый сервис SAP TREX, предназначенный для поиска в информационной среде документов различного формата и включенный в качестве компонента во многие другие решения компании). Что касается сути новой разработки, отметил он, то ее появление вызвали тенденции, проявившиеся сегодня в ИТ-индустрии, а именно — рост мощности серверов, для полноценного использования которой потребовалось новое специализированное ПО, а также ставшая реальностью возможность загрузки данных и выполнения аналитических вычислений непосредственно в оперативной памяти. Новая схема, реализованная в аналитической платформе SAP HANA, позволяет передавать в бизнес-приложение не всю массу данных, необходимых для вычислений и получения результата, а только сам результат, который фигурирует в отчете, констатировал г-н Кузин.
Докладчик особенно подчеркнул, что SAP предлагает не только новую аналитическую платформу, но и бизнес-приложения для нее, в чём и состоит одно из ключевых направлений развития SAP HANA. В платформе есть слой, отвечающий за перенос данных из транзакционной системы в аналитическую, причем — с возможностью настройки онлайновой репликации. В результате после того как в транзакционной системе появляются новые данные, они почти сразу реплицируются в аналитическую компоненту. “Поверх этого” и предлагается набор бизнес-приложений, включая известный SAP Business Warehouse (SAP BW), отметил г-н Кузин. Второй вариант использования новой платформы — ускоренная подготовка отчетности внутри ERP-системы SAP (если таковая работает в компании), благодаря чему пользователь может продолжать работу в привычной для него среде с привычным интерфейсом. И третий путь применения платформы SAP HANA — разработка бизнес-логики и разнообразных отчетов внутри самой платформы собственными силами на внутренних языках прогнозирования и моделирования, с тем чтобы потом выводить отчетность при помощи средств визуализации.
В перспективе, отметил Сергей Кузин, SAP идет к тому, чтобы ускорять работу не только аналитических приложений и хранилищ данных, но и транзакционных систем, а стратегическая цель компании — перенос ERP-системы на платформу SAP HANA, благодаря чему будет ускорена работа множества внутренних механизмов ERP-платформы и создана качественно новая платформа класса RTD (Real Time Data).
В завершение доклада представитель SAP привел некоторую статистику по продвижению продукта SAP HANA на мировом рынке. Обычный порядок вывода на рынок новых продуктов SAP, пояснил он, предполагает, что сначала разработанный продукт передается значительному количеству клиентов компании на бесплатное живое тестирование, которое продолжается порядка полугода (этот период по внутренней терминологии компании называется ramp-up). По завершении этого периода продукт выводится на рынок и становится общедоступным. Критерием для принятия решения о выводе на рынок является количество клиентов, оставивших после тестирования продукт у себя в промышленной эксплуатации. SAP HANA вышел из периода живого тестирования примерно полтора года назад, и за первые 12 месяцев после вывода его на рынок, отметил Сергей Кузин, уже более 400 клиентов стали в различных целях использовать этот продукт.
“Сургутнефтегаз”: этапы модернизации ИТ-инфраструктуры
Информации об успешных внедрениях продукта SAP HANA на российском рынке пока по-прежнему, мягко говоря, немного. Известно, что несколько проектов реализованы в крупных российских компаниях, но информация по ним пока остается непубличной. Тем удивительней и приятнее открытость представителей ОАО “Сургутнефтегаз”, где новая аналитическая платформа SAP была внедрена и успешно эксплуатируется. Об этом и рассказали участникам семинара Ринат Гимранов, начальник управления информационных технологий ОАО “Сургутнефтегаз”, и Андрей Альтергот, заместитель генерального директора, директор департамента по работе с предприятиями ТЭК компании “ИНЛАЙН ГРУП”. Их совместный доклад был посвящен модернизации ИТ-инфраструктуры “Сургутнефтегаза”, а затем Ринат Гимранов отдельно остановился на результатах внедрения платформы SAP HANA, которое было осуществлено в рамках модернизации.
Как рассказал г-н Гимранов, первый сервер SAP R/3 заработал в “Сургутнефтегазе” в 1998 г., и в течение десяти лет, вплоть до начала 2009-го, продуктивная эксплуатация этой самой большой системы компании (более 4 тыс. пользователей) базировалась на мэйнфреймах IBM. Несмотря на то, что мэйнфреймы — стабильно работающая, широко распространенная аппаратная платформа для ИТ-систем крупных территориально-распределенных предприятий, докладчик убежден: “SAP R/3 на мейнфрейме — это неэффективно”. В итоге руководством компании было принято, по его выражению, “правильное решение”, и с начала 2009-го началась подготовка к переводу различных систем SAP (SAP R/3, SAP BW, SAP HR и др.) с мэйнфреймов IBM на серверы HP Integrity Superdome (миграция осуществлялась вплоть до текущего года). В компании были выработаны требования к модернизации ИТ-инфраструктуры, в том числе уменьшение стандартного времени отклика для пользователей продуктивных систем SAP R/3 и SAP HR до одной секунды (для остальных продуктивных систем SAP время отклика оставалось на уровне стандартного показателя — не более двух секунд). Итоговое решение, реализованное с использованием технологий кластеризации, должно обеспечивать масштабируемость (не менее чем двукратную) и размещаться в двух географически разнесённых ВЦ, а в случае катастрофы поддерживать 50%-ную производительность работы продуктивных систем со штатными характеристиками реакции. Время восстановления работоспособности для критически важных для бизнеса продуктивных систем SAP R/3, SAP HR, SAP BW, SAP SM, SAP Portal было установлено в пределах четырёх часов, для других продуктивных систем — в пределах суток.
Андрей Альтергот, представитель “ИНЛАЙН ГРУП” — компании, выигравшей тендер на исполнение проекта по модернизации ИТ-инфраструктуры, в числе сложностей проекта отметил необходимость убеждать специалистов заказчика в том, что HP — основная платформа для системы SAP R/3, учить их работать в новой среде, отличающейся от привычных мэйнфреймов IBM. По условиям договора в течение года после запуска систем в продуктивную эксплуатацию специалисты компании-исполнителя должны были постоянно находиться на территории “Сургутнефтегаза”, чтобы подстраховывать сотрудников заказчика в тех вопросах, где они испытывали недостаток компетенции. Через год местные специалисты полностью взяли на себя обслуживание системы, подчеркнул г-н Алтьтергот. Итоговая конфигурация аппаратной части имеет безопасные аппаратные разделы с электроизоляцией, а также виртуальные разделы, на которые и были перенесены продуктивные системы SAP R/3, SAP BW и SAP HR. Что касается собственно решения SAP HANA, отметил Андрей Альтергот, то основная проблема была в том, что на момент, когда компания “Сургутнефтегаз” захотела внедрять его у себя, сертифицированных решений еще не существовало. Ринат Гимранов подтвердил слова коллеги: создание линейки сертифицированных решений SAP HANA происходило при непосредственном и самом горячем участии специалистов компании “Сургутнефтегаз”. Первый сервер SAP HANA был развернут в Вальдорфе, а его первая копия, как с гордостью констатировал докладчик, — в Сургуте.
О SAP HANA и не только
Продуктивная эксплуатация программно-аппаратной аналитической платформы SAP HANA 1.0 началась в ноябре прошлого года, сообщил Ринат Гимранов. Сегодня на новой платформе успешно формируется отчетность по остаткам на складах, с которой работает более 2 тыс. пользователей. Характерно, что возможность формировать отчеты в SAP R/3 также сохранена — для тех, что кто привык работать в прежнем режиме, но подавляющая часть пользователей предпочитает делать это в новой среде. При этом, по словам представителя “Сургутнефтегаза”, сервер “практически не загружен”, а снижение непродуктивной нагрузки со стороны ERP-системы высвободило серверные ресурсы для других приложений. Таким образом, говорит Ринат Гимранов, в результате внедрения SAP HANA компания получила быструю аналитику с оперативностью почти в режиме онлайн, когда данные передаются из транзакционной системы в аналитическую “за несколько секунд”. При традиционном варианте, для наглядности привел пример докладчик, на подготовку самого тяжелого отчета крупного подразделения компании тратилось порядка трех часов, сегодня — 16 секунд. Важно и то, что пользователи систем получили возможность делать запросы без ограничений, благодаря чему специалисты по планированию и закупкам имеют достоверную информацию о реальных остатках на складах (в справочнике компании более 150 тыс. наименований различных материалов, отметил докладчик).
В заключительной части доклада представитель “Сургутнефтегаза” поделился своим видением признаков инновационности технологии и продуктов. По его мнению, инновация, во-первых, должна улучшать показатели на порядки, т. е. в сто и более раз, во-вторых, она должна быть дешевле, т. е. обеспечивать достижение тех же результатов, что и традиционным способом, значительно меньшими средствами, и в-третьих, инновация должна предоставлять пользователям и бизнесу дополнительные возможности, ранее отсутствовавшие.
Остановился докладчик и на дополнительных возможностях, которые может обеспечить новое решение SAP, в частности — на возможности изменить подход к работе c ключевыми показателями эффективности, к бизнес-процессам и оценке совокупной стоимости владения (TCO). Быстродействие новой аналитики позволяет не хранить показатели эффективности, а выводить их в режиме реального времени по мере надобности на мониторы пользователей, пояснил Ринат Гимранов. Бизнес-процессы порой содержат запланированные паузы на согласование и принятие решений, вызванные невозможностью оперативного получения необходимой информации, — их можно исключить. Модель TCO меняется в связи с тем, что перераспределяются роли по всей вертикали разработки, запуска и эксплуатации приложений (у архитекторов, разработчиков, тестировщиков и т. д.).
Для успешного внедрения инноваций, убежден Ринат Гимранов, недостаточно просто прослушать презентацию о характеристиках того или иного решения или о результатах того или иного проекта его внедрения — необходимо очень серьезно изучать материальную часть, т. е. специальную литературу. Это поможет по-настоящему понять предмет инновации: что из себя представляет сама система и ее архитектура, уловить нюансы, а это, в свою очередь, поможет уяснить, как инновацию можно применять непосредственно на предприятии.
По мнению Рината Гимранова аналитические продукты с расчетами in-memory в совокупности с облачными и мобильными технологиями должны в ближней перспективе привести к появлению на рынке принципиально новых сервисов и даже направлений в бизнесе. При этом он отметил следующее обстоятельство: поскольку SAP HANA, позволяет существенно снизить требования к аппаратным ресурсам, то IBM, HP и другие производители железа, по его мнению, не слишком заинтересованы в распространении данного продукта. Серьезные изменения, по экспертной оценке представителя “Сургутнефтегаза”, ожидают и рынок традиционных СУБД, по которым SAP HANA “тоже бьет”.