700 тыс. евро — такая сумма в среднем требуется немецкому ИТ-стартапу в первые четыре года существования. Из них на первый год приходится 70 тыс., а на четвертый год — уже 277 тыс. евро. Для финансирования своей деятельности молодые компании используют в подавляющем количестве случаев собственную выручку. Лишь 6% прибегают в первый год к банковским кредитам, 5% опираются в этот же период на венчурный капитал, и 3% — на государственно-публичные источники.
Эти данные получены из недавнего исследования, проведенного Центром европейских экономических исследований по заказу немецкого Федерального союза по информатике, телекоммуникациям и новым медиа (BITKOM). “Исследование покончило с целым рядом клише, связанных с данной темой”, — констатировал президент BITKOM профессор Дитер Кемпф (Dieter Kempf). Так, лишь очень немногие фирмы были созданы свежими выпускниками вузов. Средний возраст создателя стартапа в Германии — 38 лет, к этому прилагаются порядка 17 лет трудовой биографии, из них 11 лет — непосредственно по ИТ-профессии. Более того — лишь половина основателей (52%) могут похвастаться университетским дипломом, 42% — закончили профессиональное обучение, и у 6% нет вообще никакого документа об образовании. У среднего работника стартапа образовательный уровень еще ниже: высшим образованием располагают 36% персонала, ровно половина имеет какое-либо законченное профессиональное образование.
Подлинными оазисами по взращиванию ИТ-стартапов выступают Мюнхен и Берлин: в пересчете на 10 тыс. жителей там было зарегистрировано с 2008 по 2011 гг. соответственно 3,52 и 2,67 новых фирм. Для справки — в земле Саксония-Анхальт, замыкающей аналогичную таблицу немецких федеральных земель, этот показатель равен лишь 0,69. Треть фирменных новообразований возникла в виде отпочкования от уже существующей компании.
Преобладающее количество новых фирм специализируется на оказании услуг и разработке программного обеспечения, лишь 4% занимаются созданием аппаратной базы. Также отмечается, что в сравнении с фирмами из других отраслей ИТ-стартапы инвестируют чаще и больше в исследования и разработки: уже в год основания эти расходы превышают в 1,5 раза аналогичные траты в других отраслях. Растущая потребность в финансировании должна быть покрыта более активным участием банков в судьбе молодых компаний, считает глава BITKOM: “Выход на мировую арену невозможен на основе накоплений из сберкнижек основателей”. В конце концов, речь идет о взаимном интересе, сулящем хорошие дивиденты кредиторам — 60% стартапов остаются на рынке и спустя пять лет после основания и, по словам Кемпфа, “пишут историю успеха”.