По данным iKS-Consulting, в третьем квартале нынешнего года распространение услуги широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в России составило 44%. Количество абонентов в частном сегменте превысило 24 млн. Распространение услуги превысило 40% во всех федеральных округах России за исключением Южного (25%) и Дальневосточного федерального округов (39%). Низкий уровень в ЮФО объясняется экспертами высокой долей сельского населения в регионе. Среднее значение ежемесячного дохода на одного абонента (ARPU) по стране составило 359 руб. (без НДС), а самая высокая цена услуги (567 руб.) сохраняется на Дальнем Востоке.
В составе ТОП-6 операторов широкополосного доступа в РФ в сегменте частных пользователей, на которых приходится 68% российских подписчиков ШПД, сегодня лидирует “Ростелеком” (34% абонентов). Следом за ним идут “ВымпелКом” (10%), “ЭР-Телеком” (9%), “Мобильные ТелеСистемы” (МТС, 9%), “ТрансТелеКом” (ТТК) и “Акадо” (по 3%).
По итогам третьего квартала было отмечено два изменения в списке лидеров: “ЭР-Телеком” добавил 34% к уровню третьего квартала 2011 г. и вышел на третье место по количеству абонентов широкополосного доступа, обогнав МТС. А на пятое место вышла компания ТТК, ставшая к тому же лидером по относительному росту абонентской базы (178% по сравнению с соответствующим кварталом 2011 г.). Ее увеличение было обеспечено новыми подключениями этого оператора в регионах страны на вновь построенной сети, а также вследствие приобретения фирмы “ЭлектроКом” (торговая марка “Спарк”) в первом квартале 2012 г.
Компания “Вымпелком” увеличила за прошедший период количество абонентов в частном сегменте на 25%, что также выше среднерыночного показателя. Увеличение абонентской базы оператора было обеспечено, в первую очередь, органическим ростом. Количество абонентов МТС выросло на 14%, что соответствует среднерыночному показателю. А “Ростелеком” при этом остается лидером по числу новых подключений (842 тыс. по сравнению с третьим кварталом 2011 г.).
Московский рынок широкополосного доступа вырос по сравнению с третьим кварталом 2011 г. лишь на 8%. Здесь свое распределение мест: в ТОП-5 столицы (а это 86% московских абонентов ШПД) наряду с операторами “большой тройки” входят также “Акадо” и “Ростелеком”. На первом месте стоит МТС (26% подписчиков), опирающаяся на ресурсы Московской городской телефонной сети (МГТС), на втором и третьем “Акадо” (20%) и “ВымпелКом” (19%). “Ростелеком” стоит на четвертом месте с 11% абонентов ШПД, а “МегаФон” на пятом с 10%.
Уровень распространение услуги ШПД в городе составил 79%. Наибольший прирост абонентов (48%) на столичном рынке за период, прошедший с третьего квартала 2011 г., показал “Ростелеком” (НКС). Он переместилась на четвертое место по числу абонентов в Москве. Остальные игроки московского рынка показали прирост в пределах 10%.
Округ | Распространение,% | ARPU, руб. |
---|---|---|
Центральный | 53 | 342 |
Северо-Западный | 53 | 351 |
Уральский | 44 | 395 |
Поволжский | 43 | 312 |
Сибирский | 41 | 375 |
Дальневосточный | 39 | 567 |
Южный (с СКФО) | 25 | 387 |
В целом по Российской Федерации | 44 | 359 |
Источник: iKS-Consulting