Андрей Ершов, генеральный директор МГТС, оценивая итоги полугодовой деятельности единого центра мониторинга (ЕЦМ), запущенного в мае, заявил: “Создание такого крупнейшего в России городского центра управления услугами фиксированной связи стало важным этапом в формировании единой среды по контролю надежности сети и качества услуг связи и других телекоммуникационных сервисов, предоставляемых компанией”.
В центр мониторинга стекается вся информация о состоянии транспортной инфраструктуры МГТС, которая обслуживает более 4,4 млн. абонентов в столице, в том числе госструктуры и 4,5 тыс. образовательных учреждений (высокоскоростной Интернет), осуществляет видеонаблюдение в школах, подъездах домов, во дворах и местах массового скопления горожан. При этом ЕЦМ круглосуточно в дистанционном режиме контролирует качество сервисов телефонии, Интернета и видеонаблюдения, отслеживает состояние телекоммуникационных каналов и оборудования, управляет работой аварийных бригад, выполняет анализ и оптимизацию нагрузки на сеть телекоммуникационного оператора.
Он напомнил, что первая диспетчерская служба, которая отвечала за диспетчеризацию всей московской телефонной сети, за устранение аварий и неполадок, была организована МГТС в 1972 г. За сорок лет эта телекоммуникационная сеть кардинально изменилась: потребовался принципиально новый подход к решению возникших новых задач сервисного обслуживания клиентов, и теперь за ее состояние и качество связанных с ней сервисов отвечает современный высокотехнологичный единый центр мониторинга, который заменил десятки диспетчерских служб, которые раньше контролировали городские телекоммуникационные сети.
Центр мониторинга, по его словам, играет ключевую роль в оперативной реализации проекта строительства волоконно-оптической сети и переключения на новые технологии абонентов с тем, чтобы всем москвичам были предоставлены равные информационные возможности в рамках проектов “Информационная Москва” и “Безопасный город”. “Новая структура станет эффективным инструментом, который повысит эффективность строительства и полномасштабного запуска волоконно-оптической сети GPON”, — отметил генеральный директор МГТС
“Программу “Безопасный город”, которая предусматривает инсталляцию примерно 45 тыс. камер видеонаблюдения, мы выполняем совместно со столичной мэрией, и весь информационный поток, поступающий с этих видеокамер, будет контролироваться специалистами ЕЦМ. В дальнейшем в рамках этого проекта мы планируем разработку и запуск интеллектуальных сервисов, которые будут востребованы городскими структурами. В результате центр мониторинга фактически становится ядром управления сетью, обеспечивающим оптимизацию качества сервисов и эксплуатационные ресурсы”, — дополнил Андрей Ершов.
Благодаря централизации всех видов мониторинга ЕЦМ может оперативно масштабировать свою деятельность и на коммерческой основе проводить мониторинг оборудования других компаний, предоставляющих услуги связи. К примеру, ведётся мониторинг сети фиксированной связи “МТС” (бывший “Комстар-ОТС”), обслуживание которой находится у МГТС на аутсорсинге, пояснил он.
Глава компании назвал весьма амбициозные планы МГТС по глобальной модернизации по технологии GPON московской телекоммуникационной сети “Полномасштабная реализация этих планов предусматривает инвестиции в размере 2 млрд. долл. исключительно за счет внутренних ресурсов компании”, — подчеркнул г-н Ершов. До конца года оптоволоконную сеть планируется подвести к домам с общим числом квартир примерно 1 млн. При этом около 200 тыс. из них получат возможность подключения по сети GPON к сервисам нового поколения — цифровому ТВ в формате Full HD, высокоскорстному Интернету и др.
“В течение следующего года мы намерены сформировать пакет продуктов, которые могут быть интересны жителям города. В наше предложение может войти, например, успешно прошедшее тестирование решение, реализованное на основе концепции умного дома и предусматривающее централизованный автоматический сбор показаний различных счетчиков: электроэнергии, воды, газа и т. п.”, — добавил он.
Проект по переводу столичной сети с медного кабеля на оптический, по его словам, планируется завершить в 2014 г. В результате примерно 4 млн. домохозяйств смогут подключиться к сервисам нового поколения. При этом абоненты не только не будут оплачивать столь масштабный проект по модернизации сети, но и тарифы на основные услуги в компании не планируют повышать. Вместе с тем в МГТС понимают, что некоторые жители не захотят воспользоваться новыми сервисами, для чего необходима бесплатная установка дополнительного оборудования, поддерживающего технологию GPON, непосредственно в квартире. “Этот вопрос мы будем рассматривать по завершении проекта”, — пояснил он.
Строительство сети GPON на новых территориях города, по его словам, планируется по окончании основного проекта по модернизации сети, который ведется силами компании с привлечением подрядных организаций.
Начальник ЕЦМ Александр Шкиперов видит задачу своего подразделения в комплексном контроле всех ресурсов и систем МГТС: “Нужно не просто вовремя обнаруживать аварийные ситуации, быстро их локализовывать и устранять, но прогнозировать и предупреждать такие события, тем самым обеспечивая высокое качество услуг связи”. На дисплейных панелях видеостены, установленной в ЕЦМ, в реальном времени отображается информация, поступающая от различных объектов, подключенных к сети МГТС. Анализ поступающих данных позволяет, по его словам, минимизировать влияние человеческого фактора и применять принцип мозгового штурма в случае нестандартных аварийных ситуаций.
Центр состоит из нескольких отделов, которые располагаются на двух этажах. Два из них отвечают за непосредственный мониторинг самой сети связи и за контроль вспомогательных ресурсов (энергетическое и климатическое оборудование, пожарно-охранная сигнализация, системы комплексной безопасности системы инженерного обеспечения). В отделе координации и оповещения проводятся действия по факту аварии: координация взаимодействия, оповещение руководства и внешних контрагентов (Роскомнадзор, МЧС, мэрия Москвы и др.) в зависимости от уровня критичности аварии, вызов аварийной бригады и контроль устранения аварии в нормативные сроки. Отдел контроля качества и статистики проводит сбор информации по всем аварийным ситуациям и ее анализ, на основе которого воссоздается реальная картина произошедших в сети событий и выдаются соответствующие рекомендации.
Особенностью ЕЦМ является полная независимость от эксплуатационных подразделений: он напрямую подчиняется техническому директору, что делает, полагают в МГТС, процесс управления аварийными ситуациями от начала и до конца максимально прозрачным.
Передвижение аварийных бригад отслеживается с помощью системы спутникового мониторинга, что позволяет эффективно управлять техническими специалистами и оптимальным образом распределять их нагрузку.
Благодаря централизации всех процессов управления сетью и её контроля в ЕЦМ время реагирования аварийных служб МГТС на нештатные ситуации сократилось в два раза, неисправности в сети выявляются и ликвидируются еще до того, как они оказали влияние на её работу. “За полгода деятельности ЕЦМ было выявлено и оперативно устранено несколько десятков инцидентов, которые потенциально могли бы повлиять на качество наших услуг. Сейчас время с момента возникновения неисправности до ее обнаружения, локализации, определения причин и отправки аварийной бригады не превышает 15 минут. В результате вероятность возникновения проблем, влияющих на сервис, снизилась в три раза”, — сообщил Андрей Захаров, технический директор МГТС.
В компании считают, что после перехода на оптическую сеть оператор ЕЦМ сможет не только контролировать станционные объекты, но и отслеживать качество функционирования предоставляемых сервисов вплоть до каждого домохозяйства, до каждой квартиры москвича. Соответственно скорость реакции на инциденты в сети значительно возрастет.