Главной темой осенней конференции NetApp Insight стала Agility, т. е. гибкость, адаптируемость и динамичность решений для построения инфраструктуры хранения данных. Манфред Бухман, старший директор по системному инжинирингу компании NetApp в EMEA, сформулировал эту идею так: “Наша стратегия — гибкость, позволяющая заказчикам выбирать лучшие продукты в своей области”.
По мнению NetApp, именно гибкость ИТ-инфраструктуры интересует предприятия в первую очередь. На это указывают и данные опроса, недавно проведенного компанией Gartner, согласно которым основной причиной перехода на облачные технологии являются гибкость и быстродействие (59% респондентов), а не снижение затрат (21%).
Следуя стратегии гибкости, NetApp представила ряд новых продуктов, позволяющих заказчикам расширить выбор подходящего решения, а самой компании — выйти на новые рынки. Это особенно важно, поскольку NetApp ставит перед собой задачу обойти своего главного конкурента EMC и занять на рынке систем хранения первое место. Но пока что NetApp следует за EMC с большим отрывом. Однако в компании считают, что у них есть преимущество перед конкурентом благодаря ОС Data ONTAP, которую можно использовать на всех устройствах семейства FAS, в то время как EMC продвигает несколько ОС для разного оборудования. К тому же в Data ONTAP реализована технология виртуализации данных. “Это позволяет обеспечить единый путь доступа к самым разных источникам данных и перемещать их без нарушения доступности”, — объяснил Манфред Бухман.
Судя по докладам на конференции, NetApp, которая раньше в основном работала для среднего и малого бизнеса (СМБ), сейчас большое внимание уделяет сегменту высокопроизводительных систем хранения. Так, одной из главных тем была технология кластеризации, реализованная в вышедшей этим летом версии Data ONTAP 8.1.1. Благодаря такому функционалу можно строить из NAS-устройств grid-сети, которые для пользователя “выглядят” как единая файловая система. Это дает возможность масштабировать емкость и производительность систем хранения, а также подключать и отключать отдельные устройства без нарушения работы системы. И хотя о широком распространении кластеризации среди заказчиков NetApp говорить еще рано, уже есть примеры. В частности, недавно такая система была реализована в организации ЦЕРН.
Кроме того, продолжается развитие линейки E-Series на базе систем Engenio, которые NetApp в прошлом году купила у компании LSI. С помощью входящих в эту линейку продуктов можно создавать специализированные решения для сегментов Big Data, HPC, Full Motion Video, LustreFS, Hadoop и т. д. На конференции NetApp представила новую версию системы SANtricity для управления хранением данных на устройствах E-Series, в которую включена поддержка использования твердотельных накопителей в качестве кэша, расширено число поддерживаемых сетевых интерфейсов и добавлены новые службы зеркалирования и репликации.
Не забывает NetApp и о своей “родной” линейке FAS. Недавно в ней появились две новинки — FAS3220 и FAS3250, представляющие собой развитие моделей FAS3200, которые предназначены для виртуализированной и гибкой инфраструктуры хранения. Такие устройства можно использовать, к примеру, в системах на базе FlexPod — эталонной архитектуры для создания решений, включающих сетевые и серверные продукты Cisco, системы хранения NetApp и ПО для виртуализации VMware. По словам Манфреда Бухмана, в этой архитектуре предусмотрена гибкая возможность выбора продуктов для создания решений, на базе которых можно строить оптимизированные по производительности ЦОДы (Performance-Optimized Data Center, POD) для облачных инфраструктур.
Интересно, что в FlexPod используется ПО компании VMware, которая входит в состав корпорации EMC — главного конкурента NetApp. Но Манфред Бухман не видит в этом проблемы: “Сейчас в мире бизнеса на первый план выходит сотрудничество, хотя конкуренция, конечно, остается. Кто продает больше всех лицензий VMware? Компания HP, продвигающая средства виртуализации со своими серверами. Но с другой стороны, HP конкурирует с EMC. Главное — делать то, чего хотят заказчики. А они предпочитают при создании ЦОДов не покупать продукты одного поставщика, а выбирать наиболее подходящие решения разных производителей”.
Недавно в семействе FlexPod появилась новинка — ExpressPod, предназначенная для небольших предприятий, где работает не больше 500 пользователей. Это решение менее гибкое, чем FlexPod, — предусмотрены только две конфигурации, которых, как считает NetApp, достаточно для удовлетворения потребностей типичной небольшой компании.
Но для успеха на рынке помимо продуктов важное значение имеет подход к их продвижению. По словам Манфреда Рейнера, вице-президента NetApp и генерального директора по региону EMEA, NetApp делает ставку на канал: “В EMEA у нас 85% продаж выполняется через партнеров и 15% — напрямую. Мы хотели бы, чтобы всё делалось через партнеров, но государственные организации и международные компании часто предпочитают покупать напрямую”.
В нашей стране доля продаж через канал еще больше — почти 90%. “Российский рынок очень важен для нас, поэтому сюда мы направляем самые большие инвестиции в регионе EMEA, — сказал Манфред Рейнер. — Они иду на расширение штата представительства и его развитие. Так, раньше у нас были только сотрудники по продажам, а теперь появились юристы, специалисты по поддержке, консалтингу, и скоро в России у нас будет такой же набор специалистов, как в развитых странах”.
Действительно, по данным IDC, наш рынок внешних систем хранения данных растет быстрее мирового. Так, во II квартале объем продаж в нашей стране увеличился на 27,3%, а в мире — на 8%.
Но пока, по словам Манфреда Рейнера, доля России в общем обороте NetApp составляет всего несколько процентов. Однако бизнес здесь растет быстрее, чем в других странах региона EMEA. “Я думаю, вскоре доля России в нашем обороте увеличится до двухзначных цифр в процентах”, — выразил надежду Манфред Рейнер.
Для этого компания старается привлечь внимание партнеров, традиционно продвигающих файл-серверы, к таким областям, как создание инфраструктуры и виртуализированных сред, включающих системы хранения. Это открывает доступ на рынки систем для архивирования и резервного копирования, для работы с приложениями SAP, Oracle и других компаний. Данные сегменты имеют огромный потенциал роста. “Наш основной план — занять первое место на рынке внешних систем хранения в EMEA, а для этого необходимо стать номером первым в России. Но пока что у нас лишь четвертое место”, — посетовал Манфред Рейнер.
На это есть причины. NetApp традиционно работает в сегменте СМБ, а в России, как отмечает IDC, заказчики, не обладающие значительным бюджетом на ИТ, зачастую предпочитают собирать системы хранения самостоятельно из недорогих решений. Возможно, курс на гибкость позволит NetApp переломить эту ситуацию.