Ситуация между бывшими топ-менеджерами Autonomy и нынешним руководством HP продолжает накаляться. По итогам IV квартала HP произвела очередное рекордное списание на сумму примерно 8,8 млрд. долл. с прибыли подразделения, отвечающего за разработку ПО. Большая часть списанных средств — около 5 млрд. долл.— связана с “серьезными ошибками в бухгалтерском учете, недостоверным раскрытием информации и искажением фактов в Autonomy, случившимися до ее приобретения компанией HP”, отмечается в сообщении HP. По ее данным, указанные факторы могут повлиять на финансовые показатели бизнеса подразделения Autonomy в долгосрочной перспективе.
Представители HP заявили, что проинформировали комиссию по ценным бумагам и биржам США, а также правоохранительные органы Великобритании, чтобы те расследовали обстоятельства сделки и по возможности вернули потраченные на покупку Autonomy средства акционерам.
Напомним, ранее, по итогам III квартала, HP списала 8 млрд. долл. goodwill по покупке Electronic Data Systems (HP приобрела эту компанию в августе 2008 г. за 13,9 млрд. долл.), основного подразделения группы корпоративных сервисов HP Enterprise Services. Причиной списания называлось обесценивание активов сервисного подразделения. “Это просто огромные списания, менеджеры расплачиваются за то, что делал Херд — переплачивал там, где этого не требовалось”, — такими словами тогда выразился один из аналитиков Global Equities Research.
Если списание активов EDS прошло в относительно спокойной обстановке, то совсем другая ситуация сложилась со списанием средств Autonomy. Autonomy — разработчик ПО для работы со структурированными и неструктурированными данными, включая так называемые большие данные. Решения компании предназначены для управления данными, анализа, поиска информации, резервирования и т. д.
Что интересно, рыночные аналитики посчитали стоимость обеих приобретенных HP компаний значительно завышенными, но это никак не изменило планы HP по приобретению этих активов. Напомним, HP приобрела Autonomy в октябре 2011 г. за 10,25 млрд. долл. Целью этого было усиление направления корпоративных сервисных услуг, однако сделка помимо недоумения экспертов вызвала еще и претензии значительной части акционеров и инвесторов HP, которые сомневались в целесообразности покупки Autonomy, особенно учитывая ее стоимость (кстати, это стало одной из причин отставки тогдашнего главы HP Лео Апотекера).
Далее ситуация развивалась таким образом, что по прошествии полугода все топ-менеджеры, включая основателя Autonomy Майкла Линча и 250 сотрудников (четверть штата Autonomy), покинули компанию, ставшую к тому времени одним из подразделений HP Information Management. Причиной увольнения большинство сотрудников назвали корпоративную культуру американской компании.
Линч в интервью All Things Digital сообщил, что был немало удивлен, когда узнал из пресс-релиза HP о том, что накануне поглощения Autonomy завысила свою оценочную стоимость. Его также удивило, что, по мнению HP, предыдущее руководство Autonomy намеренно завышало показатели прибыли и выручки компании.
В ответ на выдвинутые HP обвинения Майк Линч выступил с опровержением: “Бывшая управленческая команда Autonomy была шокирована этим заявлением и решительно опровергает его,— заявил Линч. — Конечно, между европейской системой бухгалтерского учета IFRS (ею пользовалась Autonomy) и американской GAAP есть различия, однако я абсолютно уверен в том, что Deloitte не допустила ни одной ошибки”. Стоит отметить, что помимо консалтингового агентства Deloitte, которое проводило аудит Autonomy, среди аудиторских компаний, контролировавших заключение сделки между HP и Autonomy, были UBS, Goldman Sachs, Citigroup, JPMorgan Chase, Barclays Capital и др., но глава HP Мег Уитман подвергла сомнению качество аудита Autonomy, сделанного именно Deloitte.
По версии HP, о предполагаемых нарушениях стало известно уже после сделки, когда один из представителей руководства Autonomy предоставил информацию, “о которой HP раньше не подозревала”. Тем не менее возникает закономерный вопрос: почему HP не вскрыла злоупотребления на этапе заключения сделки?
Линч выдвигает свою версию событий и утверждает, что настоящей причиной списания средств стали массовые увольнения сотрудников Autonomy. По его словам, штат Autonomy — это ее основной актив, однако из-за “бюрократических проволочек и разногласий”, возникших в HP, ценные сотрудники покинули Autonomy. Линч утверждает, что после поглощения Autonomy HP подняла цены на ее продукты для существующих клиентов на 30%, что привело к оттоку клиенткой базы. Более того, менеджеры по продажам HP не получали никакой комиссии за продвижение решений Autonomy, в то же время им платили бонусы за продажу конкурирующих решений.
Линч делает вывод, что проблема HP состоит в неумелом управлении приобретаемыми активами. Он приводит в пример Palm, которая была приобретена за 1,4 млрд. долл. в 2010 г. Известно, что HP не смогла нужным образом распорядиться этим ресурсом, растеряв ценный штат специалистов, в результате чего было свернуты разработки новых смартфонов и планшетов. Майкл Линч возлагает ответственность за разрушение бизнеса Autonomy на бывшего исполнительного директора HP Лео Апотекера, под эгидой которого компания была приобретена (он планировал превратить HP в поставщика облачных услуг) и бывшего директора по стратегии HP Шейна Робисона.
Тем временем маховик под названием “HP против бывшего руководства Autonomy” продолжает раскручиваться. Так, HP получила иск от собственных акционеров. Согласно искового заявления, которое было подано в федеральный суд города Сан-Франциско, американская корпорация обвиняется в публикации намеренно искаженной информации. В заявлении также говорится, что процедура получения контроля над Autonomy была недостаточно прозрачной, а итоговые заявления, сделанные двумя компаниями, ввели в заблуждение акционеров HP. Ответчиками по иску названы бывший и нынешний генеральные директора HP Лео Апотекер и Мег Уитман, а также финансовый директор компании Кетрин Лесяк.