Каковы успехи на рынке СПО? Какие факторы тормозят внедрение СПО в России? Об этом и о многом другом шла речь на московской конференции “ПингВин Фест 2012: Практика внедрения open source”, прошедшей в конце ноября. Ее организатором выступила компания “ПингВин Софтвер” при поддержке РАСПО (Российская ассоциация содействия развитию свободного ПО).
Дмитрий Комиссаров, генеральный директор компании “ПингВин Софтвер” сделал на форуме весьма значимое оптимистичное заявление: “Мы подошли к рубежу, за которым — долгожданный свободный рынок. И государство, и бизнес наконец-то в равной степени заинтересованы в развитии open source”.
Однако, как показали приведенные в выступлениях экспертов аналитические данные по рынкам СПО, а также оживленные дискуссии на эту тему, перспективы развития этого направления в нашей стране предстают не в столь радужном свете, особенно на фоне мировых достижений в данной сфере, так что нам предстоит, по всей видимости, весьма долгий и непростой путь “к долгожданному свободному рынку”.
Владимир Рубанов (РАСПО) подчеркнул, что главное преимущество СПО —импортозамещение, дающее технологическую независимость от иностранных поставщиков ПО, что позволяет государству как заказчику установить полный контроль над разработкой и использованием ПО с открытым кодом.
Внедрение СПО: проблемы и их решение
Вместе с тем, полагают в РАСПО, до сих пор отсутствует чётко выраженная государственная воля в продвижении СПО, что наряду с неопределённостью в законодательстве по отношению к СПО и дефицитом ИТ-кадров и региональной инфраструктуры поддержки СПО является тормозом в развитии этого направления. Приводятся и другие сдерживающие факторы, к которым в РАСПО относят неполноценные методики оценки экономической эффективности ИТ-проектов, преобладание проприетарного ПО (ППО) на ИТ-рынке и возникающие проблемы с драйверами в новых продуктах вендоров.
И все же ключевыми сдерживающими факторами, как отмечали участники форума, являются наличие малого числа вендоров -- поставщиков СПО на российском рынке (а в связи с этим и отсутствие конкуренции), а также недостаток инициативы и заинтересованности специалистов, ответственных за внедрение проекта. С последним тезисом выразил свое согласие и Стефан Кельнер (Германия, Мюнхен), поведавший на форуме о многолетней эпопее внедрения СПО-проекта LiMux у себя на родине.
Трудности с внедрением СПО в коммерческих структурах связаны и со спецификой отечественного ИКТ-рынка: крупные российские интеграторы не занимаются оказанием поддержки в сфере СПО. Для такой поддержки в госструктурах, считает Комиссаров, важно создавать небольшие компании.
Считается, что разработчики свободных продуктов не несут никакой ответственности за качество программы, поскольку их труд не оплачивается напрямую. Но сегодня многие солидные корпорации, такие как Intel, IBM, Nokia, Samsung и др., полагают необходимым поддерживать проекты по разработке свободного ПО, соответственно оплачивая работу специалистов, участвующих в них.
В то же время отечественные разработчики СПО, не уступающие по уровню своей квалификации зарубежным, не получают подобной поддержки.
В корпоративном сегменте российского рынка СПО насчитывается не более десяти ключевых игроков. И число российских команд программистов, которые могут выполнять заказную разработку СПО корпоративного уровня, совершенно недостаточно для удовлетворения потенциального спроса на такие работы в нашей стране.
На форуме был представлен ряд успешных СПО-проектов, реализованных за последнее время. Владимир Рубанов напомнил, что пользователями свободного ПО стали Минобрнауки, Минкомсвязь, МВД, Минздравсоцразвития, Минюст, Федеральная служба судебных приставов, Фонд социального страхования, РГАУ МФЦ Республики Башкортостан, префектура Зеленоградского административного округа Москвы.
Дмитрий Комиссаров, генеральный директор “ПингВин Софтвер”, обобщил эти сведения, уточнив, что порядка 25 министерств и федеральных госструктур используют ПО с открытым кодом; 21 регион страны принимает и обрабатывает федеральные сведения в среде СПО; примерно 100 тыс. компьютеров в российских школах оснащены разными ОС Linux.
Главной целью при реализации намеченных госпрограмм ставится охват свободным программным обеспечением в течение пяти лет 80% ИТ-инфраструктуры в органах госвласти.
На отечественном рынке присутствуют три составляющие, сопутствующие успешному продвижению СПО:
- опыт государственных административных и образовательных структур по внедрению и использованию решений на базе ПО с открытым кодом;
- поддержка государства на законодательном уровне;
- рост спроса на корпоративные решения для среднего и крупного бизнеса.
Рынки СПО в мире и в России
По данным ООН, из 178 стран, являющихся ее членами, 84 государства используют на серверах свободные ОС.
По сведениям National Open Source Software Observatory, в США свободное программное обеспечение находит применение в 87% крупных компаний; в Латинской Америке его используют более 56% компаний; в Европе -- 72%.
При этом в западных странах государство уделяет СПО очень серьезное внимание, продолжая развивать это направление. Так, в 2012 г. были выдвинуты новые европейские инициативы по внедрению и популяризации СПО.
- Итальянский парламент утвердил поправку к основному акту, регулирующему ИКТ-политику государственных организаций в стране. Приобретение проприетарного ПО разрешается только в том случае, если техническая экспертиза докажет, что не существует открытого решения, способного эффективно выполнять те же задачи.
- В новой ИТ-стратегии британского правительства сделана ставка на СПО, открытые стандарты и облачные вычисления.
- В госучреждениях Исландии запущен проект популяризации ПО с открытым кодом, который будет реализовываться весь текущий год. Результатом должна стать “единая инфраструктура миграций”, на основе которой административные учреждения смогут полностью перейти на ПО с открытым кодом.
Бытует мнение, что качество “свободных” программ низкое, тестирование возлагается на плечи пользователей и лишь по прошествии длительного времени ПО с открытым кодом можно считать стабильным. Однако результаты исследования компании Coverity (Сан-Франциско, США) за 2011 г. указывают на то, что качество программ Open Source во всем мире ежегодно растет на 12--15%; при этом усредненный показатель частоты ошибок в выборке кодов программ с открытым кодом — 45 (на каждую тысячу строк кода), а у проприетарных программ — 64.
По оценкам Forrester Research, в настоящее время 4 из каждых 5 разработчиков корпоративных приложений использует решения на базе открытого кода.
Дмитрий Комиссаров сослался на данные IDC и Gartner, согласно которым объемы рынков СПО в мире и в нашей стране совершенно несопоставимы: объем мирового рынка СПО за три года (2010--2012 гг.) вырос с 4 до 6 млрд. долл., в России за тот же период -- примерно с 90 до 150 млн. долл. Правда имеются существенные положительные отличия в темпах роста за последний год: 18% мирового рынка СПО против 30% отечественного. В следующем году прогнозируется увеличение объемов этих рынков соответственно до 7 млрд. долл. в мире и 200 млн. долл. в России.
По экспертной оценке РАСПО, объем российского рынка СПО находится в пределах 150--180 млн. долл. Таким образом, от ведущих государств в области СПО — Бразилии, Германии и Франции — наша страна отстает примерно на порядок. Такое положение г-н Комиссаров объясняет тем, что “отечественный рынок СПО не развит”.
Сергей Македонский, региональный директор (Country Manager) Forrester Russia, полагает, что первопричиной такого отставания России в сфере СПО является недопустимо малый объем отечественного рынка ИКТ в целом, ибо СПО является его составной частью. Он обратил внимание на данные, полученные по результатам исследования мирового рынка ИКТ, проведенное Forrester: Россия и по объемам ИКТ-рынка, и по темпам его роста значительно уступила 15 государствам, причем не только лидерам, среди которых США, Япония, Германия и др., но и развивающимся странам, например Бразилии и Китаю.
Столь незначительный объем отечественного рынка — как ИКТ в целом, так и СПО — стал, по его словам, причиной невключения России в пул стран, в которых Forrester проводились исследования, в том числе и рынка СПО. Вместе с тем Сергей Македонский внес на форуме предложение о проведении Forrester исследования рынка СПО в нашей стране и призвал экспертов принять в нем участие.
Он обратил внимание на важную тенденцию развития аутсорсинга, в том числе для разработки и поддержки СПО, подчеркнув, что этому тренду за рубежом уделяется первостепенное внимание на государственном уровне: скажем, в Китае при поддержке правительства к 2015 г. планируется подготовить 1,2 млн. специалистов по аутсорсингу.