Современный бизнес столкнулся с новыми вызовами, и один из главных — резкий рост объемов данных, нуждающихся в обработке и анализе, причем как получаемых внутри корпоративной информационной системы, так и поступающих извне по множеству различных каналов. Традиционные системы справляются с этой непростой задачей, но время, которое они тратят на построение сложных отчетов, изучение и анализ многомерных данных все больше не устраивает бизнес — это часы, а порой даже дни. “Платформа SAP HANA, в которой реализована возможность выполнения аналитических расчетов при обработке больших объемов данных непосредственно в оперативной памяти (in-memory) сервера, с успехом решает данную проблему, — говорит Дмитрий Шепелявый, директор департамента технологических решений SAP СНГ. -- Новая технология позволяет получать бизнес-отчетность буквально в несколько секунд, фактически снимая ограничения по количеству обрабатываемых запросов, а кроме того существенно сокращает объемы хранимых данных. Это дает возможность бизнесу реализовать эффективное управление предприятием, его бизнес-процессами практически в режиме реального времени”.

В России уже имеются примеры успешного и масштабного использования технологии на базе данной платформы компании SAP. Один из самых показательных проектов — внедрение новой аналитики на базе платформы SAP HANA 1.0 в крупной российской компании “Сургутнефтегаз”, осуществленное в процессе масштабной модернизации ИТ-инфраструктуры. Как рассказали недавнопредставители нефтегазовой компании, проект был реализован весьма успешно, а саму технологию они оценивают как революционную. На новой платформе успешно формируется отчетность по остаткам на складах (работает уже более 2 тыс. пользователей), причем загруженность сервера — как со стороны аналитики, так и со стороны транзакционной системы минимальная, а снижение непродуктивной нагрузки со стороны ERP-системы высвободило серверные ресурсы для других приложений. Данные передаются из транзакционной системы в аналитическую буквально за секунды, так что в результате внедрения SAP HANA компания “Сургутнефтегаз” получила быструю аналитику практически с возможностью моментального получения результатов (до внедрения на подготовку тяжелых отчетов тратилось порядка трех часов, после — 16 секунд). Кроме того, пользователи систем получили возможность делать запросы практически без ограничений, благодаря чему, например, специалисты по планированию и закупкам имеют достоверную информацию о реальных остатках на складах (и это при огромном количестве наименований материалов в справочнике компании — более 150 тыс.).

На Западе, между тем, уже сотни компаний, в том числе и самых крупных, на практике ощутили преимущества расчетов по технологии in-memory и осуществили у себя внедрение соответствующих продуктов. Так, продукт SAP HANA с момента его вывода на рынок после завершения этапа живого тестирования (так называемого периода ramp-up), как сообщили представители SAP, стали использовать на практике уже более 400 клиентов.

Авторитетная международная аудиторская и консалтинговая компания Deloitte — активный сторонник новой технологии и пропагандист использования SAP HANA в бизнесе. Данное решение, по мнению Deloitte, принципиально меняет подход к управлению данными и их обработке, а главное — оно уже достигло необходимого уровня зрелости, чтобы использовать его в режиме промышленной эксплуатации на крупных предприятиях. О предпосылках для широкого распространения аналитических расчетов в оперативной памяти, тенденциях в бизнес-аналитике для мобильной среды, практике Deloitte в сфере консалтинга и внедрения продукта SAP HANA мы и расскажем в данной публикации.

Предпосылки для распространения расчетов in-memory

Предпосылки для распространения новой аналитики на базе технологии расчетов in-memory можно разделить на технологические и предпосылки с точки зрения среды ведения бизнеса, в которых, в свой черед, можно выделить объективные, сложившиеся на рынке, и субъективные, свойственные компаниям в различной степени.

С точки зрения развития ИТ новая технология появилась в очень удачный момент, когда аппаратное обеспечение вышло на новый уровень мощностей в плане возможностей обработки и хранения больших массивов данных не на дисках, а непосредственно в оперативной памяти. Но для того чтобы воспользоваться этими аппаратными возможностями, потребовался новый класс специализированных программных продуктов, вывод которых на рынок и получился таким своевременным. Благодаря новой аналитике была реализована возможность переноса обработки больших данных непосредственно в оперативную память сервера, что означало новую концепцию обработки данных и, что самое важное, новые возможности для бизнеса.

Одной из объективных предпосылок для распространения новой технологи аналитических расчетов с точки зрения среды ведения бизнеса стал прежде всего взрывной рост объемов данных, производимых компаниями в процессе жизнедеятельности. Помимо внутренних, корпоративных источников данных из разнообразных ИТ-систем появилось много внешних источников информации. Основной из них, по всей видимости, — социальные сети, представляющие собой, как оказалось, не только кладезь ценной персональной информации о потенциальных клиентах и их предпочтениях, но и огромное поле для ведения бизнеса. И эту новую среду обитания бизнесу тоже требуется изучать, внедряться в нее, меняя маркетинговую политику и даже технологию продаж. Немаловажной предпосылкой является и постоянно меняющаяся среда ведения бизнеса, в частности законодательство, что особенно актуально для таких развивающихся рынков, как Россия. Изменения нормативного поля тоже надо отслеживать и учитывать, что особенно актуально в контексте продолжающейся глобализации бизнеса.

Технология расчетов in-memory, как считают многие эксперты, впервые предоставила возможность оперативно обрабатывать бизнес-данные изо всех источников — как внутренних, так и внешних. Это стало возможным за счет качественного скачка в скорости обработки огромных объемов информации, который базируется на поколоночном размещении данных в памяти и запуске множества параллельных процессов. Обрабатывая все эти огромные массивы данных в считанные секунды, новая аналитика позволяет выявлять скрытые тенденции рынка, а значит, и новые возможности для бизнеса — как в плане тактических маневров, так и при составлении стратегических планов развития.

Что касается субъективных предпосылок, то, как отмечают западные эксперты, в той или иной степени многим компаниям свойственны низкое качество бизнес-данных, неэффективное управление связями с клиентами, проблемы с организацией правильных бизнес-процессов. Причем многие компании, как констатируют специалисты, мирятся с перечисленными недостатками, что само по себе является серьезным барьером на пути повышения эффективности бизнеса. На каждом из этих направлений аналитика на базе технологии in-memory, как показывает практика внедрений в западных компаниях, способна вывести бизнес на новый уровень качества.

Аналитика мобильности

Тема мобильности настолько актуальна, что почти в каждом материале заслуживает отдельного, пусть и небольшого рассмотрения. Как отмечают западные эксперты, бизнес-аналитика развивается вместе с развитием и появлением новых мобильных устройств. До появления планшетов и мобильных операционных систем аналитика в применении к мобильности означала всего лишь поиск способа передачи данных на мобильное устройство. Сегодня и рядовые клиенты, и бизнес-пользователи уже приучены личными мобильными устройствами к импровизационному, интуитивному поиску и исследованию информации с ее визуализацией. Того же они ожидают и от деловой информации, касающейся бизнес-процессов, причем доступ к этой информации должен быть получаемым максимально простым действием, в идеале — нажатием одной кнопки. Сама визуализация бизнес-данных очень быстро прошла путь от делового формата, сфокусированного на отчетах и графиках, до многомерного, интерактивного и очень гибкого способа представления информации с элементами мультимедиа.

Как свидетельствуют ведущие актуальные практики в сфере мобильной аналитики, отмечают эксперты, успешные мобильные аналитические приложения фокусируются сегодня на решении дискретных аналитических задач, а не на длительных, комплексных процессах.

Практика Deloitte

Безусловно, и на просвещенном Западе далеко не все компании еще прониклись новыми возможностями, которые предоставляет технология расчетов in-memory, многие продолжают пользоваться теми средствами аналитики, которые имеются под рукой. В частности, с большой долей достоверности можно предположить, что не только для российских, но и для многих западных компаний единственным инструментом аналитики остаются электронные таблицы Excel. Тем не менее ситуация с распространением аналитических расчетов in-memory и продукта SAP HANA, как мы и говорили выше, другая. Помимо статистических данных о количестве компаний, использующих данный продукт, еще одним серьезным свидетельством этого является активное сотрудничество SAP и компании Deloitte, которая не только предоставляет своим клиентам целый набор разнообразных сервисов по консалтингу и внедрению продукта SAP HANA, но и открыла недавно новый аналитический центр повышения квалификации в Хайдарабаде (Индия).

Компания Deloitte одна из первых оценила преимущества новой технологии и стала оказывать услуги по консалтингу и внедрению специальных продуктов, реализующих технологию расчетов in-memory. Сегодня Deloitte уже активно внедряет приложения платформы SAP HANA в компаниях, работающих в разных отраслях промышленности, начиная с телекоммуникационной сферы и заканчивая розничной торговлей. В числе сервисов, предоставляемых компанией на базе нового продукта, — разработка бизнес-стратегии развития организации, создание дорожной карты продуктов и проектов, консалтинг по внедрению самих бизнес-приложений, аудит методов управления компанией и их эффективное изменение. Кстати говоря, продукт SAP HANA используется и в самой компании Deloitte, что, как признают ее специалисты, помогло глубже понять возможности применения аналитики in-memory как на уровне коммерческой структуры, так и в масштабах отрасли.

Из знаковых проектов, реализованных на базе SAP HANA, можно назвать проекты в глобальных компаниях T-Mobile, Coca Cola Refreshments (CCR) и Deloitte Services LLP.

T-Mobile, постоянно работая с огромными объемами рыночной информации, столкнулась с потребностью качественно улучшить возможности их анализа, ускорения процесса разработки новых продуктов и вывода их на рынок. Внедрив SAP HANA, компания получила возможность анализа более 300 трлн. записей за несколько секунд, что обеспечило руководство необходимой оперативной информацией и возможностью динамично изменять маркетинговые подходы.

В Coca Cola Refreshments (CCR) на базе SAP HANA на сегодня осуществлен пилотный проект. Одна из причин его реализации — необходимость постоянного мониторинга продаж каждого из продуктов компании Coca Cola на различных рынках и по разным каналам. Ежедневно порядка несколько тысяч бизнес-пользователей компании получают информацию о продажах из BI-приложений. После долгих лет работы с традиционными аналитическими системами, CCR стала искать способы получения улучшенной отчетности о продажах, более точного многомерного анализа данных. В результате пилотного проекта, в рамках которого реализована автоматическая загрузка данных в SAP HANA, CCR получила гибкую модель бизнес-данных для улучшения результатов бизнеса.

Компания Deloitte Services LLP, занимающаяся контакт-центрами и обеспечением поддержки связей с клиентами, столкнулась с распространенной ситуацией, когда данные о контактах компании с действительными и потенциальными клиентами часто оказываются в различных системах, как в структурированном, так и не структурированном виде. На базе SAP HANA была построена единая модель данных и отчетности, что обеспечило заказчикам возможность получать релевантную информацию о клиентах менее чем за секунду — то, на что раньше тратились часы, дни и даже недели.

Что касается центра Deloitte в Хайдарабаде, то в его функции входит не только консультационная поддержка специалистов компаний по развертыванию решений на платформе SAP HANA. В дополнение к этому клиенты, решившие внедрить у себя новую аналитику, получают возможность предварительно протестировать выбранную конфигурацию, убедиться в ее соответствии целям и задачам, стоящим перед бизнесом, а также получить консультации опытных специалистов.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ SAP