Оплата коммунальных платежей при кажущейся элементарности сервиса — важная составляющая повседневного быта горожан. Удобный сервис -- это не только экономия времени пользователей, но зачастую и сокращение числа просроченных платежей, в чем напрямую заинтересованы сами поставщики услуг. О том, как этот и ряд других сервисов реализуются в платежной системе “ПлатОН” (www.plat-on.ru), рассказал Азар Тахири, генеральный директор компании “Ваша Касса”.

Платежная система “ПлатОН” уже реально используется в нескольких городах. Какова предыстория этих проектов, в каких регионах сегодня данный сервис доступен горожанам?

Несколько пилотных проектов были реализованы еще в 2009 г. В режиме промышленной эксплуатации проект стартовал в 2012 г. — сначала в Люберцах, затем в Воронеже. На сегодня в Воронеже уже установлены и работают около 50 терминалов (в основном — в местной сети супермаркетов “Пятью пять”), в подмосковных Люберцах — около 20. В настоящее время ведется инсталляция платежной системы в Клину, где также будет установлено порядка 20 терминалов. Кроме того, в ближайших планах заключение договора с Банком Москвы и выход на московский рынок коммунальных платежей.

Что технологически представляет собой платежная система по приему платежей “ПлатОН”?

В плане технологии – это автоматизированная система по приему и обработке платежей граждан в пользу управляющих компаний, которая базируется на сервере с базой данных, сети платежных терминалов “ПлатОН” и идентификационных картах клиента.

Программное ядро системы построено на двух продуктах компании InterSystems – СУБД Caché и интеграционной платформе Ensemble, которые обеспечивают как надежное хранение больших объемов информации и её производительное использование, так и интеграцию и согласованную работу многочисленных гетерогенных источников и потребителей информации. Программное обеспечение сервера взаимодействует с ПО единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ) и/или управляющих компаний, обновление данных выполняется в режиме онлайн, при этом ведется история платежей с одновременным хранением актуальной базы данных. Пока система ориентирована на прием жилищно-коммунальных платежей, но в перспективе планируем добавить в спектр предоставляемых услуг банковские сервисы.

Это локальные системы, не связанные друг с другом, и каждая имеет свой процессинг?

Создавать единую платежную систему с единым процессингом пока не имеет особого смысла — жители Люберец вряд ли будут оплачивать коммунальные услуги в Воронеже, а москвичи — в Люберцах. Технических же препятствий для поддержания единого процессинга, скажем, в таких макрорегионах, как федеральные округа, нет.

Платежный терминал — это точка входа в платежную систему, то, с чем работает плательщик. Кто разработчик платежного терминала? Каков его функционал?

Платежный терминал “ПлатОН” разработан специалистами компании “Ваша Касса”, которая одновременно является и производителем терминала (базируется производство в Люберцах). Устройство имеет приемник купюр, монетоприемник (с функцией сдачи) и фискальный регистратор. Кроме того, в терминале реализована возможность оплаты банковскими картами.

Рынок терминалов для приема коммунальных платежей высококонкурентный, особенно в Москве. В чем вы видите преимущества своего решения?

В техническом отношении преимущества данного решения в первую очередь проявляются в том, что благодаря использованию технологии распределенной базы данных Caché можно обеспечить непрерывную работу системы в целом. Даже если вдруг по техническим причинам у платежного терминала на время пропадает связь с процессинговым центром, он продолжает функционировать в автономном режиме, принимая платежи и формируя из них очередь отложенных транзакций. Плательщик никаких неудобств не испытывает и даже не замечает, что связь на время пропала. Как только она восстанавливается (по нашему опыту, перебои со связью обычно не превышают по длительности пяти -- десяти минут) пакеты платежей тут же уходят на центральный сервер базы данных.

Для граждан сервис также удобен тем, что за совершение платежей не взимается комиссия; при этом помимо квартиры можно оплачивать телефон, электроэнергию, расход воды, страховку -- в общем делать практически любые платежи, привязанные к домашнему адресу. В ближайшей перспективе можно будет оплачивать газ. Плательщику не нужно иметь при себе квитанции на оплату услуг в бумажном виде — все необходимые документы представлены в его личном электронном кабинете. Это дает возможность уйти от бумажных носителей, организовав полностью электронный документооборот по платежам населения.

Помимо собственно платежных сервисов терминал предоставляет множество дополнительных: плательщик может посмотреть, какие именно начисления произведены и за какие предоставленные ему услуги, просмотреть историю платежей. Имеется возможность распечатать тот или иной документ. Оплата начисленных платежей может выполняться как наличными, так и по банковской карте.

Разумеется, запуск платежной системы коммунальных платежей невозможен, если в нем не участвуют местные ЕИРЦ и управляющие компании (УК), обслуживающие и эксплуатирующие жилье. Как они встраиваются в платежную систему?

В ЕИРЦ и управляющих компаниях, подключенных к платежной системе, устанавливаются специальные программно-аппаратные роутеры, управляющим «мозгом» которых также служит СУБД Caché. При этом заказчику нет нужды беспокоиться о связи с процессинговым центром платежной системы — он привычно работает с данными в своей локальной сети, а функции поддержки онлайн-связи с процессингом при помощи GPRS-модема берет на себя этот специально разработанный нами роутер. Оператору достаточно нажать одну кнопку, чтобы выгрузить счета из локальной системы и через роутер отправить в процессинговую систему, где они обрабатываются и распределяются по платежным терминалам. По факту оплаты запускается обратный процесс — транзакции об оплате аккумулируются в процессинговом центре, формируются реестры платежей, которые отправляются по информационным роутерам. Оператор на месте выгружает реестры, которые автоматически подгружаются в локальную систему, распределяя платежи по абонентским счетам.

При этом существует два варианта сотрудничества нашей компании с заказчиком. В рамках первого варианта наша компания берет на себя функцию платежного агента. Мы инкассируем денежные средства на транзитный счет с дальнейшим автоматическим списанием на расчетный счет ЕИРЦ или УК. В этом варианте все затраты на внедрение и поддержку системы ложатся на нас. Второй вариант сотрудничества, когда ЕИРЦ или УК берет терминалы в аренду, самостоятельно инкассируют денежные средства, вносит арендную плату за эксплуатацию комплекса и техническую поддержку.

Какой эффект это дает в плане реорганизации бизнес-процессов ЕИРЦ и УК?

Данная технология позволяет реализовать полную автоматизацию критичных в плане сбора платежей бизнес-процессов ЕИРЦ или управляющей компании — расчет платежей, их начисление, выставление счетов с дальнейшим отслеживанием оплаты и обработки данных. Это существенно снижает и даже, как показывает практика, практически исключает риск ошибок при формировании начислений и обработке платежей, увеличивает собираемость платежей за счет комфортного и полностью автоматизированного процесса оплаты.

Каким образом осуществляется идентификация клиента в системе?

При помощи идентификационной карточки, выдаваемой бесплатно. При совершении платежа клиент прикладывает карту к считывающему устройству терминала и получает доступ в свой личный кабинет, находясь в котором может совершать операции, просматривать историю платежей и так далее.

Вы упомянули банковские сервисы, которые в скором времени появятся. Каковы планы развития компании в данном направлении?

В терминалах платежной системы “ПлатОН” планируется предоставлять доступ к целому набору банковских услуг, таких, например, как открытие банковского счета, его пополнение, снятие денежных средств, и ряд других. В перспективе планируется создать полностью автоматизированное рабочее место с самым широким кругом доступных финансовых сервисов: подача заявки на получение кредита, получение кредита и внесение платежей при его погашении. Уже ведется работа по включению такого сервиса, как денежный перевод (в сотрудничестве с системой денежных переводов “Контакт” Русславбанка), рассматривается возможность выдачи пенсии, зарплаты, планируется заключение соглашения с платежными системами банковских карт. В Воронеже мы начали сотрудничество в плане реализации возможности оплаты универсальной электронной картой (УЭК). Планируя развитие наших систем, мы возлагаем большие надежды на углубление плодотворного сотрудничества с компанией InterSystems и на её флагманские продукты – СУБД Caché и интеграционную платформу Ensemble.

Как обеспечивается информационная безопасность электронного документооборота в рамках платежной системы?

В платежной системе “ПлатОН” задействованы сертифицированные средства защиты информации, принятые в РФ. В плане обеспечения информационной безопасности мы сотрудничаем с воронежской компанией “Комета”, имеющей все необходимые для этого лицензии и обеспечивающей комплексную защиту информации в системе — как при передаче ее по каналам связи, так и при хранении.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ INTERSYSTEMS