Компания Cisco объявила стратегию на ближайшие несколько лет, в которой главный фокус направлен на развитие в области ПО, услуг и информационной безопасности. Цель поставлена весьма амбициозная — стать лидером рынка ИТ.
Cisco давно лидирует на мировом рынке коммутаторов и маршрутизаторов, но не так давно взяла курс на расширение присутствия в других сегментах, таких как ЦОДы, защита сетей и видеоконференц-связь. В 2012-м финансовом году оборот вырос на 6% и составил 46,1 млрд. долл. И хотя на сетевое оборудование пришлось больше половины дохода, доля новых направлений быстро растет.
Cisco хочет подстегнуть этот рост. На ежегодной конференции для аналитиков глава компании Джон Чемберс представил план, предполагающий ежегодный рост оборота в течение трех-пяти лет на 5-7%. Аналитики одобряют идею Cisco стать широкопрофильной ИТ-компанией и считают, что ей будет нетрудно выполнить план наращивания дохода. Но, по их мнению, главная задача заключается в том, чтобы сохранить высокую маржу. Эта проблема стоит перед Cisco уже несколько лет, и до сих пор ее удавалось решить. Так, в 2012-м маржа составила 28%. Cisco надеется сохранить ее примерно на этом уровне и планирует ежегодно наращивать прибыль на 7-9%.
Но коммутаторы и маршрутизаторы вряд ли смогут обеспечить высокую маржу. Видимо поэтому Cisco и делает ставку на другие направления. Так, планируется за полтора года удвоить доход от ПО, который сейчас составляет 6 млрд. долл. Чемберс сказал, что такой рост в основном будет органическим, но не исключил возможность поглощения других игроков: “Мы будем делать больше приобретений в области ПО, облачных технологий и других сферах, в которых мы планируем рост”.
Другое направление для роста — область услуг, на которые сейчас приходится 20% дохода. Идея состоит в том, чтобы в течение нескольких лет увеличить эту долю до 25%. Для этого предполагается расширить деятельность в области управляемых услуг, которые подразумевают развертывание инфраструктуры для заказчиков и управление ею, а также консалтинга, предусматривающего анализ бизнес-проблем клиентов и оказание им помощи в их решении. Для реализации этого плана, компания объединила ранее разрозненные подразделения пред- и послепродажного консалтинга. Фокус в этой области будет направлен на вертикальные рынки, такие как энергетика и создание так называемых умных городов (smart city). Однако Cisco не собирается заниматься всеохватывающим консалтингом, как IBM, а будет продолжать сотрудничать с партнерами, такими как Accenture, и фирмами, специализирующимися в конкретных отраслях.
Но планы Cisco не исчерпываются этими двумя направлениями. Доход от облачных технологий и унифицированных ЦОДов, который в 2012-м составил 1 млрд. долл., должен вырасти на 20-25%, а от средств мобильной связи (3 млрд. долл. в 2012-м) — на 14-17%. Здесь компания возлагает надежды на рост популярности Wi-Fi и технологии интеллектуальных ячеек (smart cells). В области средств безопасности (1 млрд. долл. в 2012-м) планируется рост на 5-6%, но пока что Cisco проигрывает в конкурентной борьбе и теряет в доле этого рынка.
Не забывает компания и про развивающиеся регионы, в которых доход растет быстрее, чем по миру в целом. Так, в пяти странах, включая Бразилию, Индию, Россию, Китай и Южную Африку, рост составил 14%. Всего на 20 развивающихся рынках Cisco заработала в 2012-м 9 млрд. долл. и надеется, что в ближайшие годы рост составит 7-13%.
И, наконец, в сфере видеотехнологий Cisco в 2012-м заработала 8 млрд. долл. и планирует в ближайшее время наращивать доход на 6-9% в год.
Чемберс выразил надежду, что реализовать эти планы позволит экспертиза Cisco в области сетей, которые обеспечивают развитие облачных вычислений, ЦОДов, приложений и новой концепции “Интернет вещей” (Internet of things), подразумевающей создание сетей физических объектов, оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Cisco уже разрабатывает такие сети для крупных строительных проектов, например, для нового города Сонгдо в Южной Корее.
По мнению некоторых аналитиков, чтобы стать лидером ИТ-рынка, Cisco надо увеличить капитализацию. Так, в 2000-м рыночная стоимость компании превышала 550 млрд. долл., и она даже обошла Microsoft. А сейчас капитализация Cisco составляет 102,9 млрд. долл. Нынешний план Cisco направлен на то, чтобы вернуть былую мощь. Для этого надо подстегнуть рост курса акций. В этом году акции выросли на 7%, в то время, как индекс NASDAQ Composite составил 14%.