Компания NComputing начала продвижение в России нового тонкого клиента, в котором архитектура HDX Ready фирмы Citrix реализована в виде системы на кристалле (System on Chip, SoC).
По мнению Игоря Белоусова, генерального директора дистрибуторской компании “Тайле”, партнера NComputing, это устройство открывает новые возможности по виртуализации рабочих мест и является более экономичным решением по сравнению с выпускаемыми раньше.
Это важно для продвижения тонких клиентов, так как, судя по исследованию, проведенному NComputing, главным препятствием является именно их цена. “Если вы начинаете виртуализацию рабочих мест с нуля, то решения на базе ПК оказываются дешевле”, — сказал Йохан Полстер, директор компании NComputing по продажам. Дело в том, что 80-90% тонких клиентов устроены примерно так же, как ПК, только без жесткого диска и вентилятора. Поэтому и стоят приблизительно столько же. К тому же ради гибкости использования производители тонких клиентов обычно реализуют в них поддержку всех существующих протоколов для виртуализации. И хотя никто из заказчиков не применяет разные протоколы, им приходится платить за лицензии, которые они не используют. В результате, по словам Йохана Полстера, в среднем тонкий клиент стоит 300-600 евро.
Чтобы сэкономить на приобретении, многие используют для виртуализации рабочих мест старые ПК. Но у такого подхода есть недостатки — высокое энергопотребление. “Преимущества тонких клиентов проявляются в долговременном плане, так как общая стоимость их владения снижается за счет экономии на технической поддержке и энергопотреблении. Но нам бы хотелось, чтобы низкой были и начальная стоимость приобретения, и общая стоимость владения”, — сказал Йохан Полстер.
По его словам, добиться этого позволяет новый чип Numo 3, в котором поддерживается протокол HDX компании Citrix, а в качестве ЦПУ используется архитектура ARM. На базе этого чипа NComputing недавно запустила новую серию тонких клиентов N-series, включающую две модели: N400 — для обычных офисных задач и N500 — для работы с мультимедиа (последняя выпускается в двух вариантах: с антенной для Wi-Fi и без нее, и к ней можно подключить два дисплея). Обе модели потребляют меньше 5 Вт (для сравнения ПК потребляет до 100 Вт), и стоят 129 долл. (N400) и 199 долл. (N500).
NComputing провела сравнение энергопотребления в виртуализированной системе на 1000 рабочих мест, построенной на базе ПК и на своем тонком клиенте. Оказалось, что за год экономия составляет 80 тыс. евро (при тарифах в Германии). По словам Йохана Полстера, помимо низкого энергопотребления и цены у нового решения на базе SoC есть и другие преимущества, такие как высокая производительность и безопасность за счет аппаратной поддержки шифрования, простота развертывания новых рабочих мест, что особенно важно в территориально распределенных системах, и экономия на лицензиях на ПО, так как в качестве ОС используется Linux.
Не только NComputing поддерживает архитектуру для реализации протокола HDX в виде SoC, которую Citrix предложила в прошлом году. По словам Сергея Халяпина, руководителя системных инженеров Citrix Systems в России и СНГ, практически все поставщики тонких клиентов уже выпустили такие устройства, но среди них лишь NComputing производит также и сам чип, и устройство, и ПО для его управления, что обеспечивает лучшую интеграцию всех компонентов.
Как рассказал Сергей Халяпин, устройства, построенные на такой SoC, не являются нуль-клиентами, так как аппаратно реализованы только кодеки, которые служат для кодирования и декодирования потоков данных, а система Receiver, предназначенная для подключения клиента к серверу, встроена в ОС на базе Linux. “Такой подход позволяет обновлять функционал тонкого клиента путем замены прошивок, и не вынуждает заказчика заменять все устройство”, -- пояснил он. А Йохан Полстер добавил, что NComputing сделала задел на будущее, поместив в свой чип много кодеков, которые сейчас еще не используются в протоколе HDX.
Игорь Белоусов выразил надежду, что появление нового устройства станет переломным моментом в области применения тонких клиентов. По его мнению, широкое распространение такого оборудования в нашей стране сдерживают две основные проблемы: покупка терминала обходится дорого и окупается только через несколько лет, а затраты на электропитание у нас мало кто считает: “Но устройства N-series обеспечивает уж очень большой выигрыш в энергопотреблении — 5 Вт вместо 100 Вт. Это существенно даже при наших тарифах. А поскольку теперь и начальная цена снизилась, то получается большая разница по сравнению с тем, что было раньше”.
По опыту “Тайле”, которая продвигает тонкие клиенты уже пять лет, в нашей стране такие устройства использует практически любая крупная компания с территориально распределенной структурой, по крайней мере в филиалах. Игорь Белоусов выделил три этапа, которые обычно проходят такие компании. На первом принимается решение о внедрении виртуализации, и большинство выбирает технологию Microsoft. Но если компания крупная, то ей довольно быстро начинает не хватать мощности средств управления. Тогда начинается второй этап и на сцену выходит Citrix с системой виртуализации десктопов (она — лидер в этой области). А затем, уже на третьем этапе встает вопрос о тонких клиентах, в качестве которых многие используют старые ПК.
“Но сейчас в нашей стране много компьютерного “железа”, в том числе и старых ПК, которые уже и в качестве терминалов используются больше пяти лет, поэтому настал хороший момент, чтобы подумать об их замене”, — сказал Игорь Белоусов и отметил, что движение в сторону тонких клиентов явно идет вперед. На это указывает то, что доля NComputing в обороте “Тайле” растет на 20-25% в год. Но если раньше компания NComputing выпускала только тонкие клиенты с базовыми возможностями, то теперь, с появлением линейки N-series, она вышла в корпоративный сегмент. И хотя пока на продукты NComputing приходится 3-5% оборота “Тайле”, Игорь Белоусов считает это направление очень перспективным.
Но спрос на тонких клиентов растет не только в России. Мировой рынок таких устройств тоже на подъеме. Так, в прошлом году его объем вырос на 10%, несмотря на спад на рынке ПК. Что касается NComputing, то эта довольно молодая компания сейчас занимает третье место на мировом рынке тонких клиентов, а ее доля, по словам Йохана Полстера, составляет порядка 20%. На Россию сейчас приходится порядка 5% ее оборота.