2012-й стал трудным годом для мирового рынка ПК и серверов. По данным аналитических компаний, из квартала в квартал выпуск ПК сокращался или оставался на прежнем уровне, а серверов — увеличивался в штучном выражении, но падал в денежном. Такое развитие событий затронуло многие компании, работающие на этом рынке, в том числе и Intel — ведущего поставщика процессоров для ПК и серверов. Но Intel не теряет надежды на возрождение спроса. О том, на чем основан такой оптимизм, научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной рассказывает Кристиан Моралес, вице-президент и генеральный директор Intel в регионе EMEA.
PC Week: Мировой рынок ПК сокращается. Что, по вашему мнению, могло бы улучшить ситуацию? Может ли возобновиться рост на этом рынке?
Кристиан Моралес: Мы считаем, что рынок ПК может подняться вновь благодаря новому классу устройств, которые мы называем ультрабуками. Их выпуск стал ответом на востребованность тонких и легких компьютеров. Уже сейчас в продаже есть 140 моделей, а в будущем году, когда появится следующее поколение ультрабуков с новыми процессорами Haswell, целиком изменится модель использования этих устройств. Они смогут предоставлять услуги с применением технологии дополненной реальности и другие новые возможности. Это подстегнет спрос на ПК, несмотря на проблемы в мировой экономике.
PC Week: А каков сейчас спрос на ультрабуки?
К. М.: В прошлом году доля ультрабуков на рынке ПК была меньше 10%, но в нынешнем году этот показатель, по нашему прогнозу, достигнет порядка 30%, правда, я имею в виду не только ультрабуки, но и весь класс легких и тонких ноутбуков. Сейчас такими являются примерно треть компьютеров, выпускаемых в мире. Ультрабуки выделяются из этой массы очень жесткими требованиями к толщине. Поэтому их невозможно оснастить оптическим приводом, хотя многим потребителям он нужен. Они выбирают ноутбуки, которые немного толще, потому что содержат накопитель на оптических дисках. Ультрабуки являются частью этого сегмента, их доля внутри него быстро растет.
PC Week: Чем вызван такой рост?
К. М.: Дело в том, что процессоры, на основе которых строятся ультрабуки, стремительно развиваются. Мы начали с поставок для ультрабуков процессора Sandy Bridge, т. е. Intel Core второго поколения, а теперь перешли на Ivy Bridge — Intel Core третьего поколения. Что касается Haswell, то это будет четвертое поколение.
PC Week: Чего вы ожидаете от Haswell? Какими будут ультрабуки с этим процессором?
К. М.: Они будут еще более легкими и тонкими, их производительность будет выше, а время работы от батареи — больше; кроме того, появится новая модель их использования, о которой я говорил выше.
PC Week: Какие характеристики процессора Haswell позволят это обеспечить?
К. М.: Этот процессор будет более энергоэффективным и производительным, но самое главное то, что на его основе можно выпускать ультрабуки с новым форм-фактором. Уже сейчас наши партнеры делают ультрабуки-трансформеры с отсоединяемой клавиатурой, у которых переворачивается экран, т. е. получается подобие планшета. А благодаря Haswell этот подход получит дальнейшее развитие.
PC Week: А как это отразится на цене?
К. М.: Внутри категории ультрабуков есть разные ценовые группы. Мы будем настаивать на том, чтобы для каждой такой группы цена сохранялась на прежнем уровне.
PC Week: Сейчас на компьютерном рынке растет только сегмент мобильных устройств, но здесь ведущие позиции занимает процессорная архитектура ARM. Как Intel может противостоять этой угрозе?
К. М.: Да, сейчас доля Intel здесь очень мала, но она будет расти. Посмотрим назад. В 1992-м у нас было 2% серверного рынка, а сама компания была не столь большой и ей было трудно конкурировать с лидерами отрасли, которые выпускали процессоры для Unix-серверов и мэйнфреймов. Но постепенно ситуация изменилась, и в настоящее время архитектура Intel используется для самой разнообразной вычислительной нагрузки — в ЦОДах, в облачных центрах, суперкомпьютерах. Теперь мы хотим то же самое сделать и со смартфонами, т. е. серьезно расширить свою долю.
PC Week: Каким образом?
К. М.: В следующем году мы будем выпускать для мобильных устройств процессоры по технологии 22 нм, в 2014-м — 14 нм, которые к тому же будут обладать расширенными возможностями для коммуникации, интеграции элементов, обеспечения безопасности. В этом наша главная стратегия, и мы приложим все усилия, чтобы ее реализовать. Ведь конкуренция в этой области очень высокая.
PC Week: В этих процессорах будет по-прежнему использоваться архитектура x86?
К. М.: Безусловно, это — наш фокус.
PC Week: Глава Intel Пол Отеллини уходит в трудное для компании время. Как, по вашему мнению, это отразится на Intel?
К. М.: Наша главная цель — предоставить компьютерные средства каждому человеку — останется прежней, у нас есть опытная команда руководителей, которая не поменяется. Поэтому мы считаем, что особенных перемен не произойдет.
PC Week: Как развивается серверный бизнес Intel в условиях спада на мировом рынке серверов?
К. М.: Несмотря на ухудшение экономической ситуации в мире, интернет-экономика и объемы данных в Интернете растут экспоненциально, соответственно растет спрос и на серверную инфраструктуру и ЦОДы следующего поколения, потому что компаниям нужно повышать вычислительные мощности. Поэтому мы считаем, что данная тенденция пока будет сохраняться, и это дает повод для оптимизма.
PC Week: Что такое ЦОДы следующего поколения?
К. М.: Это центры обработки данных, гораздо более производительные, энергоэффективные и защищенные, чем нынешние. Последняя характеристика особенно важна, потому что именно сомнения в информационной безопасности ЦОДов сдерживают развитие облачных технологий и переход от частных облаков к общедоступным.
PC Week: Такие ЦОДы уже существуют или они появятся в будущем?
К. М.: Я имею в виду магистральное направление развитие серверных технологий. Ведущие производители объявили целый ряд инициатив и выпустили дорожные карты, направленные на повышение эффективности ЦОДов, включая улучшение средств анализа данных, совершенствование сетевых технологий и — что самое важное — повышение энергоэффективности. В результате до 2020 г. должен произойти целый ряд серьезных перемен, которые приведут к созданию ЦОДов, обладающих значительными преимуществами перед нынешними. В этом и заключаются потенциальные возможности для роста рынка серверов.
PC Week: Для этого рынка Intel выпускает две линейки процессоров — Itanium и Xeon. Не собираетесь ли вы в будущем их объединить, чтобы сократить расходы на развитие двух линеек?
К. М.: Itanium — процессор для ответственных бизнес-приложений, и мы продолжаем его развивать. Совсем недавно выпустили новое поколение процессоров с этой архитектурой. А в ближайших планах еще два поколения. Что касается Xeon, то это традиционный серверный продукт, который тоже быстро развивается. Кстати, интересно, что Россия одной из первых стран представила на нашей конференции в Солт-Лейк-Сити решение на основе нового процессора Xeon Phi, который раньше был известен под названием MIC (Many Integrated Core). Это графический сопроцессор, используемый для высокопроизводительных вычислений. Первое решение представляет собой суперкомпьютер Межведомственного компьютерного центра РАН, а второе — Южно-Уральского государственного университета.
Что касается объединения линеек, то пока что речь об этом не идет, оба семейства будут развиваться отдельно. Это связано с различием спектра задач, которые на них решаются.
PC Week: Как развивается ваш бизнес в нашей стране? Какова доля России в общем обороте Intel?
К. М.: В России спрос на наши процессоры растет, несмотря на общемировые экономические трудности. Здесь находят применение самые разные продукты, начиная от решений для смартфонов и заканчивая суперкомпьютерами. К тому же ваша страна очень богата высококвалифицированными техническими кадрами. Почти тысяча из них работает в четырех наших центрах разработки — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде.
Относительно доли России в обороте Intel могу сказать, что пока она меньше 10%. Но эта доля быстро растет и через два-три года, возможно, будет выражаться уже двузначным числом.
PC Week: Спасибо за беседу.