Любая компания в ходе развития бизнеса обычно расширяет ИТ-инфраструктуру, приобретая программное и аппаратное обеспечение. Но далеко не всегда такие закупки выполняются согласованно. Зачастую этим занимаются отдельные подразделения, филиалы и дочерние структуры. Поэтому рано или поздно наступает момент, когда уследить за разрозненными и неструктурированными программными активами оказывается практически невозможно и возникает необходимость автоматизировать этот процесс с помощью системы управления лицензиями.
Потребность в упорядочивании
Именно с такой ситуацией столкнулась “Группа Е4” — вертикально-интегрированная инжиниринговая компания (EPC (M)-контрактор). В ее состав входят крупнейшие предприятия энергетической отрасли, включая проектные институты, строительно-монтажные организации, производителей технологического оборудования. Холдинг осуществляет свою деятельность на территории Центрального, Северо-Западного, Южного, Сибирского и Дальневосточного округов и зарубежом.
“Каждое наше предприятие владеет десятками и сотнями лицензионных контрактов различных вендоров, которые нужно учитывать. А если к этому добавить коммуникации с поставщиками и контракты на поддержку, то получится действительно масштабная картина”, — рассказал Вадим Гавриленков, Директор департамента ИТ компании “Группа Е4”.
Такая ситуация типична для многих предприятий. Нужно управлять процессами приобретения и эксплуатации, чтобы понимать, какое ПО находится в собственности и какое используется. Это необходимо для минимизации ответственности, связанной с внешним аудитом, и снижения затрат, возникающих из-за того, что сотрудники не желают отказываться от софта, даже если они им не пользуются, поставщики усложняют процесс лицензирования, предлагая различные пакеты и программные комплексы со сложными финансовыми условиями, а сами предприятия приобретают лицензии на ПО с дублирующими функциями.
Из-за этого выполнять учет лицензий вручную становится практически невозможно. Именно так обстояли дела в “Группе Е4”. По словам Вадима Гавриленкова, раньше все процессы, связанные с управлением программными активами, имели точечный и рутинный характер: “Мы собирали информацию о потребностях на местах, проверяли её, сравнивали, выверяли, тратили огромное количество времени на управление неуправляемым”.
В конце концов компания поняла, что если этой проблеме не уделять достаточно внимания, то помимо правовых рисков будут постоянно увеличиваться затраты, и решила превратить эпизодически возникающие задачи по актуализации ПО в непрерывный процесс управления лицензиями. “Мы осознали, что это хорошая область для экономии с помощью службы ИТ, и инициировали проект по управлению программными активами — Software Asset Management, SAM”, — отметил Вадим Гавриленков.
Выбор решения
SAM — это методология управления программными активами на всем их жизненном цикле, которая включает учет прав использования ПО, инвентаризацию программных и аппаратных активов, сверку закупленных лицензий и установленного ПО, и многое другое — от определения потребностей и закупки до вывода из эксплуатации.
Методология SAM так или иначе реализована в различных программных продуктах, и перед компанией “Группа Е4” встала задача выбора подходящего продукта. “Мы рассматривали решения как российских, так и западных вендоров, сравнивали их, а некоторые даже пилотировали. В конечном итоге выбрали решение СУЛ компании “АйТи”, — рассказал Вадим Гавриленков. — Определяющими стали следующие факторы: во-первых, это вертикальное решение на базе системы System Center Configuration Manager фирмы Microsoft, которая у нас уже была внедрена, а во-вторых, в СУЛ реализована четкая политика поддержки новых версий правил лицензирования и решения в целом”.
СУЛ (система управления лицензиями) компании “АйТи” представляет собой плагин для Microsoft System Center Configuration Manager (SCCM), который позволяет с помощью базы данных Configurations Manager строить набор отчетов, необходимых для принятия управленческих решений. Система автоматизирует процессы учета лицензионной информации и управления, включая:
- идентификацию ПО (распознается более 800 тыс. приложений разных производителей);
- учет всей лицензионной информации, сопоставление данных об установленном ПО с данными о наличии лицензий (поддерживаются самые разные схемы лицензирования вендоров и сложные организационные структуры предприятий);
- полный спектр функций отчетности (поставляется набор из двадцати с лишним отчетов, разбитых на категории);
- интеграция СУЛ с другими приложениями по различным сценариям (интеграция на уровне пользовательского интерфейса, на уровне данных, на уровне процедур).
СУЛ работает со всеми версиями базовой системы — SCCM 2007 и SCCM 2012. Это оказалось важным для “Группы Е4”, так как сейчас она рассматривает возможность перехода на версию SCСM 2012.
Кроме того, СУЛ позволяет управлять лицензиями не только на ПО для компьютеров, но и для оборудования, поскольку в этом смысле никакой разницы между управлением программными и аппаратными лицензиями нет. Учитываются и специальные условия лицензирования экземпляров в виртуальной среде. При этом поддерживаются платформы VMware и Microsoft Hyper-V.
Внедрение, затраты и результаты
По оценке “АйТи”, в среднем сроки развертывания типового проекта СУЛ составляют от трех недель до трех месяцев, включая обследование, проектирование, внедрение, опытную эксплуатацию, последующий консалтинг, причем временные рамки не растягиваются в тех случаях, когда заказчик имеет большое количество рабочих станций, так как все клиенты устанавливаются автоматически и параллельно по времени.
В компании “Группа Е4” специалисты “АйТи” при поддержке Microsoft развернули систему за один месяц и провели инвентаризацию. “И это учитывая огромное количество пользователей и всё разнообразие установленных на компьютерах лицензий. Причём помимо стандартных процедур обследования, проектирования, внедрения и опытной эксплуатации нам потребовалась адаптация системы под специфику нашей компании. Но дополнительно обучать сотрудников, отвечающих за поддержку СУЛ и SCCM, не пришлось, поскольку система обладает интуитивно понятным интерфейсом и поддерживать функционал не представляет особого труда”, — рассказал Вадим Гавриленков.
Что касается затрат на внедрение СУЛ, то они сильно зависят от специфики работы компании и состоят из стоимости:
- лицензий самого ПО СУЛ (определяется количеством имеющихся в компании рабочих станций и серверов);
- работ специалистов “АйТи” (обследование, проектирование, разработка регламентов и другой проектной документации, внедрение, обучение);
- лицензий на Microsoft SCСM (включая SQL-сервер).
Если в компании уже имеется System Center, то общая стоимость решения значительно сокращается. К тому же расходы на внедрение СУЛ быстро окупаются благодаря выявлению многочисленных возможностей для сокращения затрат на лицензирование.
В процессе управления лицензиями немало нюансов, и компаниям зачастую бывает нелегко разобраться с ними. В таких случаях на помощью приходят специалисты “АйТи”. “В рамках гарантийной поддержки мы получаем консультации по работе с системой, например, при возникновении сложных или спорных моментов, а также обновление функциональных модулей СУЛ”, — отметил Вадим Гавриленков.
Рассказывая о результатах проекта, он выделил целый ряд полученных преимуществ: “Во время аудита продуктов Microsoft ИТ-специалисты были избавлены от кропотливых и трудоемких процедур ручной инвентаризации лицензий и программного обеспечения, а сам процесс занял минимум времени. По результатам аудита ПО были проведены мероприятия по приведению установок ПО в соответствие с закупленными лицензиями. С целью дальнейшей оптимизации использования лицензий выполняется мониторинг реального использования ПО. Кроме того, после обучения наши сотрудники стали успешнее применять и базовые возможности SCCM. В частности, мы значительно сократили трудозатраты на управление корпоративным ПО на рабочих местах, начав использовать виртуализацию приложений (App-V). В целом внедрение системы управления лицензиями позволило нам четко спланировать ИТ-бюджет следующего периода и подготовиться к перезаключению контракта с Microsoft”.
СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ АЙТИ