Лидирующие в сфере ИКТ компании начали более активно работать над созданием подключенных к Интернету автомобилей и интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Пока на этом пути стоит множество технических препятствий, учитывая масштабы задачи по интеграции в Сеть сотен миллионов легковых автомобилей и грузовиков. Вместе с тем такие проекты сулят человечеству огромные преимущества в виде динамических систем предупреждения столкновений на дорогах, более эффективного использования топлива и управления транспортом, усовершенствованных средств навигации и информационных систем, сокращения вредных выбросов в атмосферу, ликвидации пробок и т. д.
Стараниями автопроизводителей в последние годы уровень интеллектуальности автомобилей существенно повысился, но вместе с тем машины стали более тяжелыми, дорогими, сложными и индивидуализированными. Сегодня в наиболее “продвинутом” новом авто можно обнаружить уже около десятка автономных ИКТ-подсистем и до полусотни процессоров. Однако чтобы решить проблемы, связанные с созданием перспективного интеллектуального подключенного автомобиля (Smart Connected Vehicle, SMV), надо полностью пересмотреть методы встраивания в него информационно-технологических средств. И тут на помощь автомобилестроителям спешат ИКТ-компании.
Например, Volvo и Ericsson сегодня создают концепцию полностью подключенного к Сети “облачного автомобиля”. Она будет реализована в новых моделях Volvo на базе решения Ericsson Multiservice Delivery Platform.
Благодаря такому партнерству автомобильная индустрия, вероятно, получит новый виток развития. В облачном авто должна быть реализована возможность доступа к разнообразным облачным сервисам. Сенсорный дисплей, установленный в машине, позволит как водителю, так и пассажирам работать с информационными, навигационными и развлекательными приложениями. В планах Volvo — сделать данную платформу частично открытой и для других участников автомобильной отрасли. К работе над проектом будут привлечены контент-провайдеры, интернет-радиостанции, дорожные службы, городские органы власти, операторы платных дорог и т. д.
В рамках сотрудничества Ericsson выступит и основным системным интегратором решения с IS/IT-средой Volvo и собственно автомобильными системами. Компания предоставит услуги по расширенной поддержке облачного решения и обеспечит надежное соединение и взаимодействие автомобиля с системами и сервисами сторонних поставщиков.
Конкретный набор приложений и сервисов, поддерживаемых подключенным к сети автомобилем, будет определен на основе результатов исследований компании Volvo в области поведения и предпочтений водителей, общих требований к безопасности дорожного движения, а также на основе опыта фирмы Ericsson в сфере развития мобильных коммуникационных сервисов.
Предполагается, что облачное решение Ericsson для подключенных автомобилей отвечает всем необходимым требованиям масштабируемости, безопасности и гибкости, предъявляемым к автомобилестроительной отрасли во всем мире. Проект гиперподключенного к Сети автомобиля был представлен в рамках выставки потребительской электроники Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе (США) в январе нынешнего года.
На той же выставке CES компании Audi и Nvidia объявили о внедрении модульной информационной автомобильной системы Audi MIB, сердцем которой является процессор Nvidia Tegra. В настоящий момент она доступна в новой модели автомобиля Audi A3 в Европе. Модульная концепция MIB найдет применение во всех новых и обновленных автомобилях Audi. Она ляжет в основу информационно-навигационных систем автомобилей уровня Hi-End других брендов группы компаний VW — Volkswagen и Skoda.
В Cisco также ведется разработка интеллектуального подключенного автомобиля. Однако, считают в компании, создание такой машины — лишь небольшая, хотя и очень важная часть общей задачи. Сегодня речь уже идет о внедрении многоуровневой архитектуры SCV. Многомиллиардный автомобильный рынок охватывает целый ряд областей бизнеса: ему нужны надежные и безопасные коммуникационные сети, мобильность, сети датчиков, облачные услуги. В настоящее время в компании работают над тем, чтобы распространить вычислительную архитектуру Cisco на периферию интеллектуальной сети в интересах поддержки подключенных SCV-автомобилей.
Интеллектуальная инфраструктура повысит безопасность на дорогах и оптимизирует управление транспортными потоками. В скором будущем энергоэффективные беспроводные датчики с адресами IPv6 появятся на светофорах, дорожных знаках и других объектах дорожной инфраструктуры. Они обеспечат водителей интеллектуальных автомобилей непрерывным потоком критически важной информации, которая даст им возможность быстрее реагировать на опасные ситуации. В результате понятие безопасности дорожного движения приобретет совершенно новую окраску.
Добиться новых успехов в области управления транспортом можно с помощью приложений, предупреждающих водителя о возможности столкновения, о потере управления впереди идущим автомобилем, об автомобильных пробках и о многом другом.
В начале нынешнего года появилось сообщение, что компании Cisco и NXP Semiconductors N.V. вложили средства в фирму ( Cohda Wireless ), чтобы ускорить разработку передовых интеллектуальных транспортных систем, с помощью которых автомобили смогут связываться с любыми устройствами и объектами. Cohda Wireless — один из ведущих разработчиков беспроводных средств связи, предназначенных для безопасного вождения транспортных средств.
Считается, что коммуникации типа С2С (Car-to-Car, автомобиль — автомобиль) и С2I (Car-to-Infrastructure, автомобиль — инфраструктура), которые будут создаваться в рамках тройственного альянса Cisco, NXP и Cohda, позволяют внедрить активные системы безопасности, срабатывающие в 81% случаев дорожно-транспортных происшествий и значительно снижающие число увечий и смертей из-за аварий на дорогах. Помимо повышения безопасности коммуникации C2I создают широкие возможности для управления транспортом с помощью ИТС и сокращения объема выхлопных газов.
На отечественном ИКТ-рынке таких масштабных проектов по созданию интеллектуальных подключенных к Сети автомобилей и ИТС пока не ведется, но кое-что в этом направлении все же делается. “К сожалению, в настоящее время российский рынок услуг для автовладельцев с использованием ресурсов WWW узко сегментирован, — сказал Антон Катальников, технический директор компании “3S-Telematica”. — В основном это приложения для смартфонов, позволяющие управлять простыми сигнализациями и охранно-поисковыми GSM/GNSS-блоками. Такие услуги сейчас предоставляют Pandora, “Мега-Ф”, StarLine, 3S-Telematica, “Цезарь” и некоторые другие предприятия”.
В самом ближайшем будущем произойдет их тесная системная интеграция с электроникой автомобиля и дополнительным оборудованием. “Речь идет не только о возможности дистанционного управления системами и считывании данных с датчиков автомобиля через простой браузер, но и о подключении к единой системе с предоставлением автовладельцу полноценного доступа к www-контенту с использованием современных беспроводных технологий, взаимодействия с другими автомобилями, парковочными терминалами, интеллектуальными транспортными системами, — отметил г-н Катальников. — По некоторым из этих направлений уже ведутся те или иные разработки и в ряде российских компаний”.
Сегодня по дорогам разных стран мира движутся 600 млн. автомобилей. Отрасль находится на пороге важного технологического этапа. По некоторым прогнозам, уже через пять — семь лет автомобили и грузовики в развитых странах станут полностью подключенными сетевыми узлами, работающими в рамках интеллектуальных транспортных систем. И в этом глобальном процессе наверняка найдется место и для отечественных ИКТ-компаний в рамках международного разделения труда.