Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что главным событием на ИТ-рынке прошедшей осени был выход Windows 8. Появление очередной настольной ОС Microsoft уже не первое десятилетие является очень важной реперной точкой для ИТ-отрасли. Достаточно вспомнить, как ее ждала многочисленная армия партнеров Microsoft (да и многие конкуренты) в 2009 г., когда этот продукт рассматривался как один из инструментов для преодоления бушевавшего тогда экономического кризиса (во многом именно в ответ на отраслевые пожелания Редмонд тогда ускорил — впервые в своей истории — выпуск новой ОС).

Сейчас ситуация на рынке иная, чем в 2009-м, и интерес к Windows 8 объясняется другими причинами. Отличия таковы: тогда Windows 7 очень многие ждали как помощь своему бизнесу, не сомневаясь при этом в рыночном успехе продукта, сейчас “личных интересов” не так много, а вот успешность проекта под названием “Winodws 8” совсем не столь очевидна. Впрочем, “личные интересы” у представителей ИТ-отрасли также имеются, и весьма существенные, но во многом иные, чем ранее.

События последних трех лет на рынке клиентских устройств (планшеты, мобилизация, да и активность СПО-сообщества) привели к заметному замешательству в ранее монолитных рядах огромного и разнообразного партнерского сообщества Microsoft. Снизился приток свежих сил, нестойкие бойцы стали перебегать в стан противника и даже проверенные ветераны начали все чаще рассматривать иные варианты.

В этом и заключается значимость Windows 8: речь идет не только перспективах развития направления настольных ОС Microsoft и рынка клиентских устройств в целом (о роли, какую будет играть Windows 8 в новых “мобильных” условиях), но и во многом о сохранении единства партнерской экосистемы корпорации, а также о перспективах ее бизнеса в целом (роль Windows в бизнесе Microsoft представляется вполне очевидной). Отметим, что 2012 г. — это год обновления почти всех ключевых продуктов корпорации (семейство Office, включая SharePoint, Windows Server, SQL Server, Visual Studio).

Как обычно, обсуждение новой ОС началось сразу же после ее выхода. Однако разговоры эти велись в основном на качественном уровне, это были отдельные наблюдения и даже ощущения. Но в целом оценки сходились к предварительному выводу: не так уж хорошо. Они в существенной степени подтверждались и не очень бодрыми (а порой и вовсе не бодрыми) комментариями Стива Балмера. Сомнения в успехе усиливались после неожиданных кадровых новостей (например, увольнение руководителя проекта Windows 8 Стива Синофски сразу после выхода продукта). Правда, сразу после Нового года Microsoft сообщила о том, что за два с половиной месяца продаж на рынок было поставлено более 60 млн. копий Windows 8, но насколько хорош этот показатель, понять довольно сложно. Отдельный интерес представлял дебют Microsoft в качестве поставщика персональных компьютеров…

Интегральным объективным показателем бизнеса являются деньги (доходы, прибыль), и потому аналитики ждали официальных отчетов компании за очередной квартал — четвертый календарный в 2012 г. или второй в финансовом летоисчислении Microsoft. Как и было обещано, 24 января в 14:30 по времени Западного побережья США эти результаты были представлены. Фондовый рынок отреагировал на известия достаточно спокойно, без резких изменений, что означает, что сведения в целом соответствовали ожиданиям.

В последнем квартале прошлого года общий доход Microsoft составил 21,5 млрд. долл., что всего на 3% выше аналогичного показателя годичной давности. Это очень небольшой рост, тем более учитывая, что 2012-й — год выпуска новых продуктов. Проблема еще лучше видна, если посмотреть на итоги полугодия: доход составил 37,5 млрд. долл. против 38,3 млрд. долл. годом ранее.

Конечно, ни о каком кризисе в бизнесе Microsoft нет и речи! Корпорация продолжает демонстрировать уникальную для ИТ-бизнеса рентабельность, ее прибыль за три и за шесть месяцев составила соответственно 6,4 и 10,8 млрд. долл., что примерно равнозначно прошлогодним отметкам. Но все же тенденция спада темпов роста продаж и даже их снижение явно наблюдается.

Все это хорошо видно, если посмотреть на таблицу сведений о продажах и операционной прибыли по отдельным направлениями бизнеса Microsoft.

За последние полгода выросли доходы только у подразделения Server & Tools (направление онлайновых сервисов вообще не стоит принимать во внимание — оно небольшое по объему и исторически планово убыточно). По итогам IV квартала в плюсе еще и Windows Division, но иное было бы очень странно в условиях выпуска новой Windows.

Сдала даже такая надежная опора Microsoft, как Microsoft Business Division (его основу составляет офисное семейство, хотя именно тут лежит отчетность по ERP-продуктам). Очень показательным видится и спад аппаратного подразделения (Entertainment and Devices Division), при том что в нем появилось новое стратегическое направление — Microsoft Surface.

Однако давайте теперь посмотрим внимательнее на дела с настольными ОС. Абсолютные статичные данные тут говорят не так много, поскольку продажи в периоды обновления ОС характеризуются очень резкими колебаниями (перед выпуском идет резкий спад продаж, потом — взлет). Для более правильного понимания ситуации нужно смотреть на ситуацию в динамике, а также в сравнении с аналогичными событиями прошлых лет, когда были выпущены Windows 7 и Vista (см. рис. 1).

Анализ этих графиков показывает, что в целом бизнес настольных ОС Microsoft все эти годы растет. Сравнивать же показатели трех последних продуктов довольно сложно, поскольку все они выпускались в разных условиях. Windows Vista вышла, когда потенциал Windows XP был еще очень и очень высок (этим объясняется минимальный “предвыпускной” спад в продажах), а на саму ОС была возложена сложная задача существенной коррекции архитектуры с нарушением совместимости. К тому же Vista вышла в другое время года (конец февраля 2007-го), ближе к концу квартала и после новогоднего ажиотажа покупок. Windows 7 и 8 по сезонному временному графику полностью совпадают, но “семерка” появилась на фоне большого отложенного спроса, а “восьмерка” — на пике популярности Windows 7. В этом плане уместно сравнение Windows Vista и Windows 8, но нетрудно заметить, что спад в продажах Windows перед появлением “восьмерки” был значительнее.

Интересно также посмотреть на динамику доходов направлений Microsoft, так или иначе связанных с настольными системами (рис. 2). Тут очень хорошо видны различия влияния на продажи сезонных факторов и момента выпуска новых версий. Для офисного семейства заметна довольно странная зависимость от четности-нечетности кварталов, но никакой связи с временем года и появлением очередного релиза не просматривается. Для операционных систем четко видно влияние выхода новой версии, а для устройств — предновогодний всплеск продаж. В целом же среднегодовая динамика не очень позитивная, это больше похоже на стагнацию…

Впрочем, нужно сказать, что второе полугодие для Microsoft было сложным (нужно еще иметь в виду, что она перестраивает свой бизнес в облачно-сервисном направлении) и говорить о его долгосрочных итогах можно будет только через пару лет. Отметим только еще раз, что Microsoft обладает колоссальным запасом прочности, для этого достаточно посмотреть на показатели ее прибыли.

Объемы продаж и операционной прибыли по разным подразделениям корпорации Microsoft, млн. долл. (данные отчетов Microsoft)
Подразделение IV квартал календарного года Второе полугодие календарного года
2012 2011 2012 2011
Доходы
Windows Division 5881 4741 9125 9615
Server and Tools 5186 4737 9739 8953
Online Services Division 869 784 1566 1425
Microsoft Business Division 5691 6310 11192 11945
Entertainment and Devices Division 3772 4238 5719 6200
Другое 57 75 123 119
Всего 21,456 20,885 37464 38,257
Операционная прибыль (убытки)
Windows Division 3296 2880 4950 6161
Server and Tools 2121 1950 3858 3503
Online Services Division (283) (459) (647) (973)
Microsoft Business Division 3565 4188 7214 7906
Entertainment and Devices Division 596 517 619 860
Другое (1524) (1082) (2915) (2260)
Всего 7771 7994 13079 15197