30 января были объявлены победители конкурса “Проект года”, проведенного сообществом ИТ-директоров России Global CIO при поддержке Союза ИТ-директоров России (СоДИТ) и региональных клубов ИТ-директоров в период с сентября 2012 г. по январь текущего года. Конкурс стал первым в России смотром ИТ-проектов, на котором победителей определяет не выбранное жюри, а непосредственно руководители ИТ-служб путем открытого голосования на портале Global CIO по методике, предложенной и согласованной членами ИТ-сообщества.
Главная цель конкурса — отметить лучший опыт реализации ИТ-проектов в России в 2012 г. и тем самым привлечь внимание к важной роли руководителей ИТ-служб, внедряющих передовые технологии для повышения эффективности деятельности организаций.
По словам члена правления РУССОФТ Александра Егорова, работа ИТ-директора мало заметна в компании, пока всё функционирует хорошо, поэтому ИТ-руководители испытывали потребность в популяризации своих достижений и построении своеобразного бенчмаркинга, позволяющего сопоставить передовые достижения лучших компаний с результатами своей работы. “Нормального профессионального конкурса для тех, кто в настоящий момент делает реальное дело, до сих пор не было, — подчеркнул он. — Я надеюсь, что “Проект года” окажется полезным для ИТ-профессионалов, работающих “в поле”, реально меняющих инфраструктуру страны и тем самым делающих нашу жизнь лучше”.
Аналогичную точку зрения высказал ИТ-директор компании “Золотые луга” и член клуба ИТ-директоров Тюменского региона Андрей Семенов: “ИТ-руководители давно готовы к такому конкурсу и не прочь поделиться полученными результатами”.
Интересно отметить, что возможность номинировать ИТ-проект на конкурс была предоставлена не только непосредственно ИТ-директорам, но и клубам ИТ-директоров и поставщикам ИТ-услуг при согласии ИТ-директора, выполнившего или контролировавшего проект. Более того, номинировать можно было как ИТ-проекты в целом, так и ИТ-части комплексного бизнес-проекта или подпроекты комплексного ИТ-проекта. При этом у ИТ-проекта или ИТ-части бизнес-проекта должны были быть сформулированы конкретные цели и задачи.
Несмотря на большое разнообразие ИТ-проектов и способов их реализации, организаторами конкурса было принято компромиссное решение — выбрать для их оценки четыре критерия: масштаб проекта, его важность для компании, технологическая сложность и значимость для развития ИТ-индустрии. Согласно методике Global CIO, оценку проекта по первым двум критериям дает сам ИТ-директор компании, в которой был выполнен проект, поскольку эти критерии практически невозможно адекватно оценить извне организации. А вот то, насколько проект сложен (или инновационен) и насколько этот опыт может быть полезен для других членов ИТ-сообщества, определялось именно в ходе голосования. Предполагалось, что такой подход обеспечит понятность и прозрачность принципов формирования рейтинга проектов.
Как рассказал исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев, особенность используемой методики состоит в том, что она позволяет сравнивать не только разработанное ПО и заложенные в нем бизнес-модели, но практически всё — как работали постановщики задач и команда внедренцев, как новую систему восприняли топ-менеджеры компании, как она вписалась в существующую инфраструктуру. “Важно, что здесь реализована комплексная оценка проектов, а во главу угла поставлен ИТ-директор, сумевший объединить всё — и руководство организации, и ее подразделения”, — отметил г-н Комлев.
С точки же зрения Александра Егорова, принципиальное значение имеет тот факт, что в “Проекте года — 2012” оценивались уже реализованные проекты, в отличие от многочисленных инновационных конкурсов, проводимых поставщиками ИТ-решений и технологий, где речь идет о “светлом будущем”.
В редакцию конкурсной комиссии было прислано около 250 проектов, каждый из которых прошел проверку на подлинность поданной информации. “К сожалению, нам пришлось отсеять ряд проектов, — рассказала генеральный директор Global CIO Екатерина Ляско. — Одни решения не попадали во временные рамки, другие, по нашему мнению, было некорректно допустить к участию в конкурсе, третьи — были слишком мелкими по масштабу. Но ключевой критерий был таков — каждый проект должен иметь подтверждение ИТ-директора и его оценку”.
В результате к состязанию были допущены 136 проектов. В голосовании на портале приняли участие 349 ИТ-руководителей — членов сообщества Global CIO (в голосовании приняла участие лишь небольшая часть из почти 3000 ИТ-руководителей, зарегистрированных на портале Global CIO). Однако Екатерина Ляско считает такую цифру совершенно нормальной, учитывая чрезвычайную занятость этих людей.
А председатель правления СоДИТ и президент санкт-петербургского клуба ИТ-директоров Максим Белоусов, наоборот, убежден, что участие в голосовании 350 человек — очень высокий результат: “Global CIO выделил слишком мало времени на процедуру голосования. Проектов было представлено много, и даже потратив неделю, я не смог просмотреть их все до конца”.
Оценивая итоги конкурса, г-н Белоусов также отметил, что чем больше подобных мероприятий будет проводиться, тем больше ИТ-руководители смогут узнавать, что происходит в мире ИТ-решений. По его мнению, это очень полезно для ИТ-директоров, решающих на своих рабочих местах конкретные задачи. Более того, проведение таких мероприятий способствует улучшению имиджа ИТ-сообщества не только в России, но и в мире.
Николай Комлев сказал, что теперь настало время задуматься о том, как эта инициатива будет развиваться дальше. Наверняка после подведения итогов первого конкурса будет проводиться переосмысление методики. АПКИТ считает, что в этом процессе должны принять участие все ИТ-руководители. И ассоциация также будет работать над тем, как сделать этот конкурс более эффективным и полезным для тех, кто не принимал в нём участия. “Конкурс интересен не медалями, а возможностью систематизировать полученный опыт и передать его другим, тем, кто будет внедрять аналогичные системы”, — убежден г-н Комлев.
В заключение Екатерина Ляско отметила, что принцип оценки проектов самими ИТ-директорами может стать стандартом де-факто на российском ИТ-рынке: “Мы увидели, что наш конкурс имеет значение для всей ИТ-индустрии и намерены сделать его ежегодным”.