Накануне международного Дня безопасного Интернета, отмечаемого в мире 5 февраля, в Москве в рамках тематического круглого стола журналисты смогли узнать некоторые подробности о новых законотворческих инициативах депутатов, направленных на регулирование Сети.
Как сообщил первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи Вадим Деньгин, данный комитет сейчас ожидает от Администрации Президента “скелет” так называемого закона об Интернете. Какие именно сферы охватит данный закон, г-н Деньгин не уточнил, однако заверил, что помимо слушаний и заседаний внутри комитета проект подвергнется всестороннему общественному обсуждению — ни одна из заинтересованных сторон проигнорирована не будет.
Кроме того, г-н Деньгин отметил, что у его комитета и у него лично есть несколько собственных приоритетных позиций. Первая — защита данных. Вторая — поддержка отечественных производителей железа и софта. (Дескать, если мы и дальше будем сидеть на всем западном, то нам в один прекрасный момент могут отключить жизнеобеспечение.) Третья — эффективное использование недавних законов для борьбы с детской порнографией, пропагандой наркотиков и склонением к суициду. В этом смысле г-н Деньгин указал на то, что государству свои успехи в борьбе с киберпреступностью нужно в хорошем смысле рекламировать — широко освещать, кто понес наказание, какое и за что.
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Руслан Гаттаров свое выступление начал с темы кибербезопасности, отметив, что буквально за последние полгода это слово из технической среды прочно вошло в лексикон политиков. Президент страны за последние полтора месяца трижды поднимал данную тему, а 15 января подписал всем известный указ о создании специальной системы, которая будет отслеживать кибератаки на интернет-СМИ и информагентства, а также предотвращать киберпреступления.
По мнению г-на Гаттарова, общая кибербезопасность страны должна развиваться в трех направлениях: граждане и общество, бизнес, государство. Как можно было понять с его слов, президентский указ в большей мере касается именно государства, бизнес традиционно блюдет свою безопасность самостоятельно, а самым незащищенным субъектом остается гражданин. В этой связи сенатор отметил, что в СФ сейчас склоняются к принятию некой всеохватывающей стратегии кибербезопасности. И в этом смысле лично г-ну Гаттарову импонирует стратегия Великобритании, прописанная, в его понимании, предельно четко и ясно. Главная обозначенная цель — цифровой суверенитет государства. А в части законов — предписание судьям разбирать киберпреступления по существующим законам, приравнивая правонарушения в Сети к аналогичным деяниям в реальной жизни. При этом всем силовым структурам, занимающимся классической безопасностью, рекомендовано провести ИТ-обучение сотрудников.
Г-н Гаттаров уверен, что России необходим аналогичный комплексный документ (простой и понятный для любого гражданина), который должен будет принять Совбез и подписать Президент. Желательный способ создания документа — так называемый краудсорсинг. (Только так он будет принят обществом и, значит, станет полноценно использоваться.)
Второй темой выступления г-на Гаттарова стала защита персональных данных. По его мнению, России нужно ратифицировать соответствующую международную конвенцию, а для этого серьезно изменить закон № 152-ФЗ. Как пояснил сенатор, если сейчас вы по какому-либо направлению своего бизнеса захотите собирать персональные данные, то вам будет представлено неимоверное количество требований того, как именно их необходимо хранить. Потом к вам приедет специалист, все проверит и выдаст удостоверяющий сертификат, который, по мнению г-на Гаттарова, сейчас является в чистом виде индульгенцией. Дело в том, что с момента его выдачи, что бы вы ни сделали с данными (продали, потеряли, забыли и пр.), с выданным документом вас накажут всего на 1000 руб. (В США и Европе штрафы для корпораций могут достигать полумиллиарда долл.). Сенатор считает такое положение вещей неверным, хотя и располагает расчетами специалистов, по которым выходит, что в настоящий момент бизнесу и государству для того, чтобы обеспечить хранение данных по существующему закону, нужно потратить примерно 5% ВВП.
В связи со всем вышесказанным г-н Гаттаров заверил, что СФ намерен вернуться к данному вопросу. Уже в 20-х числах февраля будет сформирована соответствующая рабочая группа. Изменение ситуации видится Гаттарову в двух плоскостях: снижение технических требований и дифференциация ответственности для физических и юридических лиц. Например, по его мнению, компании уровня большой мобильной тройки за утерю данных должны наказываться на миллионы рублей.
Последняя упомянутая г-ном Гаттаровым государственная инициатива по поводу регулирования отношений в Интернете касалась сетевых провайдеров. В СФ уже подготовлен законопроект, который обяжет их информировать клиентов о существовании систем так называемого родительского контроля. (Дескать, 90% подключаемых родителей об этом не знают.)
Как можно было понять из последовавшего за этим выступления председателя правления Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Марка Твердынина, в лице его организации инициативы СФ, а также идея принятия закона об Интернете никакого принципиального противодействия не встретят. Более того, РОЦИТ в полной мере готов оказывать экспертную поддержку.