В Москве прошла презентация запущенного недавно портала “Открытая полиция”, разработанного Комитетом гражданских инициатив. Что характерно, без явного участия самой полиции. По сути портал сейчас представляет собой независимый ресурс, на котором аккумулирована разноплановая информация из различных открытых источников, а также площадку для обсуждения гражданских идей на тему публичности МВД. Одним из результатов проекта должно стать усиление общественного контроля над деятельностью ведомства.
По словам возглавившего комитет бывшего министра финансов Алексея Кудрина, руководимая им структура сейчас реализует целый ряд проектов, связанных с открытостью отдельных сфер общества. Комитет уже создал или поддержал такие порталы, как “Открытый бюджет”, “Росправосудие”, “Льготы.Инфо”. (В перспективе сайт, посвященный госзакупкам.) Прямо сейчас Комитет готовит материалы (они еще не полностью опубликованы) по реформе правоохранительной функции государства. Главная ее цель — безопасность гражданина на всех уровнях.
Что касается портала “Открытая полиция”, то, по словам г-на Кудрина, его запуску предшествовала большая подготовительная работа осенью прошлого года. Был осуществлен анализ текущей открытости МВД (изучено более 300 ведомственных сайтов различных уровней), который выявил очевидный дефицит статистики и публичности — особенно на муниципальном уровне. И несмотря на то, что определенные сдвиги в улучшении качества предоставляемой информации происходят, в целом картина удручающая. Лишь в ряде крупных городов у отделений полиции существуют собственные сайты; большинство ресурсов никак не регламентировано, не входит в общую структуру МВД, располагается на собственных доменах. Криминальная статистика в публичном пространстве отсутствует.
По словам руководителя проекта “Открытая полиция”, директора некоммерческого партнерства “Информационная культура” Ивана Бегтина, в рамках инициативы также были проанализированы все ключевые нормативные документы в рассматриваемой области, а также официальные сайты МВД, Росстата, Минфина, Казначейства, порталы закупок, госзаданий, целевых и адресных программ. В результате всех исследований была создана декларация открытости полиции — концептуальный документ, которым комитет декларирует общественный запрос на то, какая открытость у стражей порядка должна быть в принципе. В дополнение к ней также была сформирована некая концепция, описывающая первоначальные шаги в заданном направлении. Как уточняет г-н Бегтин, оба документа рассматриваются как своеобразные черновики. В чистом виде они будут переписаны, когда Комитет получит на инициативу отклик, который будет отражать реальные запросы граждан.
Организаторы проекта отдают себе отчет в том, что, когда имеешь дело с таким ведомством, как МВД, очень остро встает проблема с засекреченными данными. Часть из них может быть кем-то случайно раскрыта, что станет нарушением закона со всеми вытекающими последствиями. А часть данных, вроде бы уже давно могла быть обнародована, но единожды получив один из “секретных” грифов, потом от него очень тяжело избавиться — требуются сложнейшие процедуры.
Координатор проектной деятельности Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер уточняет, что создание портала — это часть некоего большого проекта по общему реформированию полиции. (Комитет вскоре намерен опубликовать системные предложения по этой части.) А модернизация МВД, во-первых, заведомо предполагает больший доступ к материалам, которые сейчас считаются секретными, а во-вторых, изменит отношение и к открытым данным. Как считает г-н Гонтмахер, благодаря институциональным трансформациям, например, уже не журналисты будут проверять, соответствует ли декларация полицейского чиновника стоимости автомобиля, на котором он ездит, а качественный контроль действительно будет осуществляться самим государством.
В контексте презентации проекта резонно возникает вопрос, а как же само МВД относится к представленной общественной инициативе. Как уверяет г-н Кудрин, комитет пытается наладить диалог с МВД и старается привлечь сотрудников ведомства для оценки своих предложений. Уже состоялись встречи, на которых представители МВД выслушали идеи общественников, но какой-то официальной реакции пока не последовало. (Отметим, что на пресс-конференции ни один из чиновников министерства не присутствовал.) Тем не менее, г-н Кудрин уверен, что сейчас в государстве ясно обозначена так называемая общая политическая воля на открытость. В том числе она исходит и от министра МВД — в ведомстве работает собственная группа по данному вопросу, и наступит время, когда Комитет надеется консолидировать с ней свои предложения.
Ну а необходимость заполнения информационного вакуума и диалога государства с обществом, по мнению г-на Кудрина, вполне очевидна. В качестве иллюстрирующего примера он приводит актуальную ситуацию с детской смертностью — только в результате всем известных очень непростых и скандальных дискуссий относительно принимаемых законов мы сейчас начинаем осознавать масштабы этой смертности внутри России, в том числе среди детей, усыновленных отечественными семьями. И понимаем, что полной информации на этот счет сейчас нет. Ни у общества, ни даже у самого государства.