Российская отрасль страхования быстро развивается и теперь занимает прочное положение на отечественном финансовом рынке. Страховая группа “АльфаСтрахование”, созданная при “Альфа-Банке” в начале 2000-х, входит в пятерку ведущих игроков российского страхового рынка. Об особенностях этой отрасли и специфике применения в ней информационных технологий Андрей Педоренко, директор ИТ-департамента компании “АльфаСтрахование”, рассказал научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной.
PC Week: Как развивается рынок страхования в России? Какие у него национальные особенности и отличия от мирового рынка? Что тормозит его развитие?
Андрей Педоренко: Российский страховой рынок еще сильно отстает от западного, несмотря на то что в последние годы он развивается очень быстро — в последнее время средний рост составляет 20% в год. Серьезный толчок, конечно, дал закон об ОСАГО. С одной стороны, он сам по себе подстегнул продажи, а с другой — пробудил интерес к страхованию физических лиц, который к тому моменту уже угасал.
На Западе основными драйверами развития рынка являются страхование рисков юридическими лицами и страхование жизни физическими лицами. У нас пока второе направление очень слабо развито. Это сдерживается и слабой культурой в области страхования, и недостатками законодательства. Из-за этого люди предпочитают вкладывать деньги не в накопительное или инвестиционное страхование жизни, а в банковские депозиты. В то время как за рубежом существенным источником дохода людей является именно инвестиционное страхование жизни, когда вложенные ими деньги инвестируются и приносят доход. Но у нас некоторые из таких страховых продуктов ограничены законодательно.
Еще одно серьезное отличие нашего рынка от западного заключается в том, что в России страхование — это очень низкомаржинальный бизнес. Если взять первую десятку страховых компаний, то, по кулуарным оценкам, прибыльными из них являются менее половины, а остальные либо существуют на грани рентабельности, либо убыточные. Не случайно на западе зачастую именно страховые компании создают свои банки, а у нас — наоборот.
Низкая рентабельность страхового дела вызвана двумя причинами. Во-первых, тем, что в нашей стране бизнес сильно ориентирован на партнерскую схему работы, а на Западе в основном применяется агентская схема. Наша компания не является исключением — “Альфа-Страхование” в ритейле ориентирована на работу через партнеров, которые получают высокое комиссионное вознаграждение. Это — очень большая нагрузка на бизнес, которая не только не убывает, а имеет тенденцию к росту.
Во-вторых, велики операционные расходы. Это говорит о том, что внутренняя работа слабо автоматизирована: бизнес-процессы не оптимальны, их организация не очень правильная, а поскольку они в основном ориентированы на ручной труд, то плохо поддаются автоматизации.
PC Week: Информационные технологии могут помочь в решении этих проблем?
А. П.: Конечно, именно здесь мы как раз видим широкие возможности для использования ИТ. Главная задача — снизить расходы на ведение дел и комиссионное вознаграждение партнерам. Для этого у нас создаются всевозможные онлайновые сервисы для взаимодействия с партнерами и с клиентами напрямую через системы самообслуживания.
Поскольку электронные продажи, прежде всего, ориентированы на конечного клиента, корпоративного и индивидуального, то такие страховые продукты должны быть простыми, не требующими специальных консультаций. Поэтому мы начали переносить в онлайн продукты самые массовые, понятные и востребованные. Например, страхование для выезжающих за рубеж, которые, кроме собственно страхования, нужны для получения визы людям, самостоятельно организующим турпоездку. За последние годы объемы таких продаж у нас очень сильно выросли и уже составляют 15—16% от общего объема продаж страхования этого типа.
Через сайт мы также продаем ОСАГО, но из-за того, что по законодательству клиенту нужно выдавать бумажный полис, невозможно перенести в онлайн все операции. Это сдерживает интернет-продажи, но тем не менее довольно много людей предпочитают заполнить анкету и оплатить страховку через сайт, а потом получить полис у курьера.
Кроме того, с прошлого года начали продавать электронным способом довольно широкий спектр продуктов: страхование квартир, КАСКО и добровольное медицинское страхование. В целом объемы онлайновых продаж растут. Но, к сожалению, развитие этого направления сдерживают законодательные ограничения и мы, так сказать, “идем по лезвию ножа”.
PC Week: Предпринимаются ли какие-нибудь действия для изменения ситуации?
А. П.: Сейчас Минфин вместе со страховщиками готовит проект изменений закона о страховом деле, предусматривающий возможность электронных продаж по определенным правилам.
Ведь сейчас юридически для того, чтобы клиент подтвердил согласие с условиями страховщика, он должен получить и подписать бумажный полис. Это и есть главный тормоз электронных продаж. Для его устранения нужно внести лишь небольшое изменение: сделать так, чтобы оплата клиентом страхового взноса юридически считалась согласием с условиями страхования. Именно так это сейчас делается в Европе. В этом случае отпадает необходимость в бумажном полисе, так как уже сейчас электронный полис, подписанный электронной подписью страховщиком, считается юридически значимым документом.
В настоящее время данный законопроект вынесен на обсуждение, а потом поступит в Государственную Думу. Я надеюсь, что в течение года он будет принят, и это сильно упростит нам жизнь.
Но, к сожалению, в этом проекте есть ряд ограничений, в частности, он не затрагивает ОСАГО. Аргумент такой: сейчас единственным документом для ГИБДД, который подтверждает, что ваша машина застрахована, является бумажный полис. Пока что у инспекторов нет возможности увидеть полис в электронном виде, так как у них нет доступа к единой базе страховых договоров, которую в этом году ввел в действие Российский союз автостраховщиков.
Кроме того, новый законопроект по электронным продажам не охватывает договоры, требующие осмотра имущества. Эти вопросы страховщики сейчас обсуждают с Минфином.
PC Week: Как обстоят дела с отраслевыми стандартами?
А. П.: У нас таких стандартов нет ни на что — ни на информационную безопасность, ни на обмен данными, хотя они очень нужны. Во-первых, стоит вопрос о применении закона о персональных данных. Во многих отраслях, например в телекоме и банках, уже выработаны или вырабатываются стандарты построения информационных систем в соответствии с этим законом. Но требования регуляторов еще не очень понятны, так как отсутствуют подзаконные акты, которых мы все давно ждем. Один из способов решения проблемы заключается в том, чтобы отрасль сама выработала стандарты по безопасности, а регулятор бы их подтвердил. В рамках страхового сообщества предпринимались попытки создания таких стандартов, но пока без результата.
Во-вторых, нужен стандарт для обмена информацией. Здесь в прошлом году произошли некоторые сдвиги. Дело в том, что в США и Европе давно применяется стандарт ACORD. Мы несколько лет ищем возможности его использования у нас. Ведь наше страхование не оторвано от зарубежного. И хотя сейчас взаимоотношение с зарубежными страховщиками выполняется полуручными методами, мы постепенно включаемся в эту стандартизацию.
ACORD важен еще и потому, что включает стандарты не только обмена данными, но и организации бизнес-процессов. Конечно не все из них можно адаптировать для российских реалий. Но кое-какую пользу извлечь можно.
Несомненно, внедрение этих стандартов подстегнуло бы развитие нашего рынка. В прошлом году было создано некоммерческое объединение, которое пытается вместе с крупными страховыми компаниями продвигаться в этом направлении. Эта деятельность является движением снизу, т. е. от самой отрасли, которая развивается и нуждается в стандартах.
PC Week: В чем состоит специфические особенность использования ИТ в страховой отрасли? Как использование ИТ увязывается со стратегией компании?
А. П.: Сейчас на страховом рынке идет укрупнение. Еще несколько лет назад в стране было 1500 компаний, а на конец прошлого года их осталось около 400. Сейчас 80% рынка занимают 20 ведущих игроков. Трудно сказать, хорошо это или плохо, но укрупнение — это общая тенденция российской экономики.
Еще лет пять-семь лет назад страховые компании в основном использовали самописные ИТ-решения, а некоторые продолжают это делать до сих пор или применяют простые продукты, вроде “1С”. Но укрупнение приводит к тому, что страховые компании начинают интересоваться серьезными зарубежными системами. Мы в “АльфаСтраховании” занимаемся этим давно и, как пример, уже внедрили систему SAP, правда, лишь отдельный модуль.
Я считаю, что движение в этом направлении надо продолжать не только из-за укрупнения, но и ради оптимизации бизнес-процессов, снижения внутренних затрат и максимальной автоматизации работы компании.
PC Week: Как у вас строится взаимодействие между ИТ-подразделением и бизнесом? Учитываются ли пожелания бизнес-пользователей? Принимают ли они участие во внедрении новых ИТ-систем?
А. П.: У нас бизнес и ИТ очень сильно связаны. Мы развиваем ИТ в том направлении, в котором движется компания. Когда она определилась с моделью бизнеса, выбрав партнерскую схему, мы стали развивать модель B2B, внедряя сервисно-ориентированный подход: реализуем внешние сервисы и предлагаем их нашим партнерам, чтобы они автоматизировать свои внутренние процессы и взаимодействие с нами для оптимизации работы и сокращения ручного труда. Таким образом, модель бизнеса оказывает серьезное влияние на архитектуру ИТ. Ведь если бы компания выбрала агентскую модель, то нам пришлось бы развивать портальные решения для сети агентов.
Для взаимоотношений ИТ с бизнесом у нас выстроена определенная система. Удалось добиться того, что все крупные ИТ-проекты возглавляет кто-то из руководства бизнесом. В результате у нас теперь практически нет неуспешных ИТ-проектов.
На мой взгляд, идеальна ситуация, когда ИТ становятся драйвером бизнеса. Такой вариант широко распространен в банках, так как там без ИТ просто нет бизнеса. В страховой отрасли, к сожалению, это пока еще не так, и ИТ- подразделение является поддерживающим подразделением.
Но за рубежом ситуация уже иная. Например, мы недавно были в одной большой европейской компании, в которой все бизнес-решения принимает совместно руководители бизнеса и ИТ-структур. Там даже нет понятия проектного подразделения, а есть офис изменений, который не принадлежит ни ИТ, ни бизнесу, а является совместным.
PC Week: Как вы относитесь к облачным вычислениям, социальным сетям, мобильным технологиям? Актуальны ли они для страховой компании?
А. П.: Мы уже начинаем смотреть в сторону модели IaaS, хотим узнать, насколько аренда инфраструктуры позволит сократить расходы. Ведь использование внешнего облака увеличивает расходы на связь. Сейчас запускаем с одним провайдером небольшой пилотный проект.
Что касается мобильных решений, то мы к ним относимся осторожно, потому наша компания партнерская, а такие системы больше подходят для агентской модели бизнеса. Мы сейчас больше ориентированы на использование веб-технологий, но когда отработаем эти решения, то, возможно, возьмемся и за мобильные.
Проблема Big Data для нас еще не очень актуальна, так как клиентская база пока не столь велика. Социальные сети активно используют наши маркетологи, например, в прошлом году они открыли в Facebook страничку на тему страхования от конца света. Понятно, что это — шутка, но она послужила повышению узнаваемости бренда. Кроме того, мы сейчас начинаем потихоньку использовать социальные сети как канал продаж. Отработав на сайте технологии взаимоотношения с клиентами, мы теперь стараемся перенести их на другие каналы.
PC Week: Как, по вашему мнению, отразится вступление России в ВТО на отрасли страхования? Готовятся ли российские страховые компании к появлению западных конкурентов?
А. П.: Западные страховщики и так уже давно работают у нас через свои российские “дочки”, представительства, филиалы. Вопрос в том, как будут изменены правила работы для западных страховщиков в связи с нашим вступлением в ВТО. Этого пока никто не знает. Сейчас они работают так же, как любая российская компания, и выполняют те же требования. Если это будет изменено, у них появятся преимущества, а поскольку финансовые возможности у них гораздо больше и работа более оптимизирована, нежели у наших компаний, они смогут давать лучшие условия. Этот вопрос будет решать Минфин. Но страховщики тоже не дремлют, через различные союзы и сообщества стараются отстаивать свои интересы.
PC Week: Спасибо за беседу.