В Рунете продолжается консолидация. Компании Naspers (Южная Африка) и Avito Holding (Швеция) заключили сделку, в результате которой сайты Slando.ru и OLX.ru, принадлежащие Naspers, сольются с сайтом Avito.ru, который лидирует в России среди сайтов бесплатных объявлений по размеру аудитории. В результате Avito.ru займет третье место в мире после Craigslist.org (США) и 58.com (Китай).
Основным активом Naspers в России является 29%-ная доля в Mail.ru. По условиям нынешней сделки Naspers вложит в Avito 50 млн. долл. и получит долю в 18,6%. Avito собирается направить эти инвестиции на развитие ключевых разделов сайта, таких как “автомобили” и “недвижимость”. Другими инвесторами Avito являются шведские инвестиционные фонды Kinnevik Investments и Northzone Ventures, а также американский фонд Accel Partners и международный Vostok Nafta.
Предполагается, что после сделки Avito займет 25% российского рынка объявлений по трафику и 15% по обороту. Йонас Нордландер, руководитель и основатель Avito, объясняет слияние с Slando.ru и OLX.ru тем, что российский рынок бесплатных онлайновых объявлений сейчас сильно фрагментирован и нуждается в консолидации.
По словам представителей Naspers, сделка направлена на создание крупнейшего игрока на российском рынке интернет-объявлений, который хотя еще не приносит прибыли, но быстро растет.
Сайт Avito был создан в 2007-м. По данным “Коммерсанта”, в 2009-м его оборот составил 1 млн. долл., в 2011-м — 9 млн. долл., а в прошлом году — превысил 30 млн. долл. При этом около 60% выручки обеспечивают дополнительные опции при размещении объявлений, 20% — реклама, 20% — специальный сервис для малых и средних предпринимателей. Сейчас Avito является убыточным, но Нордландер обещает, что сайт станет рентабельным уже в этом году.
Как отмечают в своих комментариях эксперты, хотя в результате сделки клиентская база трех сайтов объединится, трафик Avito вряд ли существенно вырастет, так как большинство пользователей обычно размещают объявления сразу на нескольких сайтах. Поэтому возможно, что рост трафика почувствуют конкуренты Avito, такие как “Из рук в руки”. Но объединение трех проектов позволит сократить накладные расходы и консолидировать рекламный бюджет, а в дальнейшем поднять цены на платные услуги, что поможет вывести Avito в прибыль.