Как стало известно со слов начальника управления ИТ Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Натальи Звягиной, в первой половине марта текущего года представители ее ведомства провели совещание со специалистами Пограничной службы ФСБ России, в ходе которой в том числе обсуждались вопросы ускорения информационного взаимодействия структур. Как можно было понять из выступления г-жи Звягиной, в настоящий момент обмен данными может занимать две недели. То есть, если у гражданина, планирующего выезд за рубеж, обнаруживается неоплаченный штраф, который стал причиной попадания человека в черный список пограничников, то между погашением задолженности и снятием с гражданина статуса “невыездного” проходит почти полмесяца. Более того, наличие на руках человека бумажного постановления о закрытии дела ничего не меняет — стражи границы ориентируются исключительно на собственные базы данных. В ходе вышеупомянутого межведомственного совещания структурам удалось принять определенные решения, которые, как рассчитывает г-жа Звягина, через три месяца приведут к сокращению срока взаимодействия примерно до пяти дней.
Разумеется, для потенциального туриста или бизнесмена, покидающего страну, подобные меры являются не более чем половинчатыми. Многие штрафы теперь начисляются в автоматическом режиме, и факт задолженности для многих оказывается полной неожиданностью. Казалось бы, для всех очевидно, что решение данной проблемы лежит на поверхности — достаточно просто разместить в аэропортах (и иных пограничных пунктах) специализированные терминалы для моментальной оплаты штрафов или наделить соответствующими полномочиями ближайшие отделения банков. Однако, как уверяет г-жа Звягина, налаживание качественного межведомственного электронного документооборота между ФССП и Пограничной службой — это только половина дела. Чтобы снятие ограничения происходило сразу после оплаты, необходимо менять законодательство. Основанием для такого снятия сейчас является постановление того же судебного пристава-исполнителя, который ограничение наложил. И в реальности чиновник сидит, скажем, в отделе приставов Ярославской области, а совершение финансовой операции происходит в аэропорту Хабаровска, с которым у Ярославля многочасовая разница во времени. Да и в любом случае пристав не в состоянии находиться на рабочем месте 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Так что пока оплата просроченных штрафов в режиме онлайн и моментальное снятие ограничения на выезд — это дело будущего, причем насколько отдаленного, г-жа Звягина прогнозировать не берется. (Не раньше следующего года.)
Альтернативное решение проблемы без изменения законодательства предлагают в Минкомсвязи. По убеждению недавно занявшего свой пост советника министра Дмитрия Сатина, служебные интерфейсы, которыми сейчас пользуются пограничники, должны быть определенным образом интегрированы с личными кабинетами граждан на едином портале госуслуг, чтобы люди имели возможность не в аэропорту узнавать, что их не выпустят, а заранее — когда еще можно успеть что-то предпринять. Впрочем, как мы понимаем, пока это тоже дело неопределенного будущего.