Любая быстро растущая компания рано или поздно оказывается в ситуации, когда ей становится тесно в прежних организационных и технических рамках и нужно принимать принципиальные решения о расширении офисных площадей, увеличении штата сотрудников, переходе к новым формам управления бизнесом. Как правило, это наиболее удачный момент и для реорганизации ИТ-инфраструктуры компании — ее перевода на современные рельсы с учетом накопившихся за предыдущие годы проблем и перспективных планов развития в будущем.
С такой ситуацией столкнулась и базирующаяся в Санкт-Петербурге группа компаний “Росинжиниринг”, оказывающая услуги по проектированию, строительству, комплектации, вводу в эксплуатацию и дальнейшему обслуживанию горнолыжных комплексов, а также объектов гражданского и промышленного назначения на всей территории России. Начав свой путь в 1993 г. с создания детской горнолыжной школы и открытия на ее основе горнолыжного комплекса “Охта-Парк”, впоследствии компания быстро наращивала число реализованных проектов и обрастала новыми структурными подразделениями, постепенно превращаясь в многопрофильную организацию.
Еще два года назад “Росинжиниринг” размещался в четырех разрозненных помещениях. Столь же разрозненной была и ИТ-инфраструктура компании. “Единой СКС не было, СПД росла бесконтрольно и хаотично. Отсутствие выделенных серверных помещений приводило к частым сбоям в работе сервисов из-за отключения питания. Все это стало прямым следствием того, что устойчивый рост компании не сопровождался соответствующими вложениями в ИТ”, — так охарактеризовал ситуацию на тот момент Владимир Лебединский, директор ИТ-департамента ГК “Росинжиниринг”.
С тех пор многое изменилось. Сегодня основные подразделения и службы группы компаний, в штате которой только инженерно-технических работников насчитывается около 750 человек, занимают пять этажей в новом бизнес-центре “Гельсингфорсcкий” и один этаж в соседнем бизнес-центре, переезд в которые дал толчок преобразованиям в ИТ-инфраструктуре.
Новые задачи
Задачи, вставшие перед ИТ-департаментом компании в связи с расширением офисных площадей, фактически предполагали создание ИТ-инфраструктуры заново, включая развертывание современных СКС и СПД, а также оснащение серверного помещения, которое должно было стать ядром новой ИТ-инфраструктуры. По словам г-на Лебединского, его служба ориентировалась на высокоскоростное подключение рабочих мест (до 1 Гб/c), 100%-ное покрытие офисных помещений беспроводной связью Wi-Fi, разнесение голосового трафика и трафика данных по разным VLAN, применение технологии PoE для задач телефонии и организации видеонаблюдения. Что касается дата-центра, то здесь ИТ-департамент сделал ставку на виртуализацию со 100%-ным дублированием узлов и обеспечение запаса для дальнейшего наращивания вычислительной мощности на 50—70% от уровня августа-сентября 2011 г.
С опорой на свой опыт и компетенции партнера
Значительную часть проектных и пуско-наладочных работ ИТ-департамент ГК “Росинжиниринг” взял на себя. “Мы были уверены в своих силах и хотели сделать всё именно так, как удобно нам, — пояснил глава ИТ-департамента “Росинжиниринга”. — У сотрудников ДИТ уже был накоплен богатый опыт работы с сетевым оборудованием Cisco, а также с серверными и СХД-решениями HP. Конкретные же технические решения для оборудования серверной прорабатывались со специалистами компании Паладин-Инвент и сотрудниками HP”.
Выбор компании Паладин-Инвент в качестве партнера для построения дата-центра был обусловлен рядом причин. Заказчику нужен был грамотный интегратор, который находился бы в Санкт-Петербурге и был способен осуществлять консалтинг по подбору и развертыванию сложных технологических решений в области ИТ, а также поставлять оборудование в разные регионы России (у “Росинжиниринга” есть и региональные офисы). Кроме того, он должен был иметь собственные сервисные центры для оперативного обслуживания заказчика и обладать статусом HP Gold Preferred Partner. В пользу компании Паладин-Инвент сыграло и то, что у неё есть прямой контракт с HP, позволяющий осуществлять закупки, минуя сеть дистрибьюторов, а потому предлагать заказчику более выгодные условия, а также высокая технологическая экспертиза — компания обладает рядом дополнительных статусов (специализаций) по решениям HP и имеет в штате более тридцати инженеров, имеющих сертификаты HP.
“При подборе решения акцент прежде всего делался на надежность хранения корпоративных данных, обеспечение быстрого доступа к ним и высокую отказоустойчивость ИТ-сервисов, достигаемую за счет полного дублирования всех компонентов аппаратно-программного комплекса, — пояснил Алексей Дамашов, коммерческий директор компании Паладин-Инвент. — Применение виртуализации позволяло в случае отказа какого-либо из блейд-серверов восстанавливать работоспособность обслуживаемых им ИТ-сервисов благодаря автоматическому переносу рабочей нагрузки на виртуальные машины, которые в такой ситуации запускались на других блейд-серверах”.
При выборе оборудования для дата-центра помимо HP рассматривались также предложения от Cisco и IBM. Системы Cisco UCS Blade не подошли из-за высокой цены и сложности в приобретении, а продукты IBM при сопоставимых с оборудованием HP ценах предоставляли меньше возможностей (в первую очередь в связи с отсутствием аппаратной виртуализации — аналога HP Virtual Connect FlexFabric).
В результате в основу вычислительной инфраструктуры было заложено блейд-решение HP BladeSystem c7000 (на данный момент в шасси установлено 12 лезвий HP BL490c G7 CTO Blade), СХД HP EVA P6530 Storage (с общим объемом хранения 80 Тб) и три дисковых массива HP P2000 G3 MSA (по 40—60 Тб каждый). Наличие хранилищ двух классов позволило более оптимально спланировать бюджет и оставило пространство для маневра при будущих расширениях. Сейчас все хранилища объединены в SAN и используются как общий дисковый ресурс для всех виртуальных машин.
Внедрение: главная проблема — сроки
Хотя значительную часть работ сотрудники ИТ-департамента “Росинжиниринга” выполняли самостоятельно, прибегнув к помощи специалистов компании Паладин-Инвент и Schneider Electric лишь при запуске в эксплуатацию СХД HP EVA и системы бесперебойного питания Symmetra, особых проблем на этапе внедрения не было, если не считать сжатых сроков проведения работ. “Строители подвели со сроками сдачи объектов, поэтому запускать оборудование и перевозить пользователей приходилось “с колес”, — пояснил г-н Лебединский. — В остальном сложностей не возникло”. По мнению Алексея Дамашова, в данном случае сказались большой опыт специалистов компании Паладин-Инвент во внедрении инфраструктурных проектов и высокая компетентность сотрудников ИТ-департамента “Росинжиниринга”.
В целом на монтаж оборудования дата-центра, настройку блейд-решения HP и перенос основных сервисов ушло порядка одного месяца. В итоге же благодаря аппаратному резервированию, дублированию каналов связи и коммутационного оборудования, оснащению дата-центра средствами гарантированного электропитания, использованию технологий виртуализации VMware компания получила ИТ-среду с принципиально иным уровнем надежности и доступности ИТ-сервисов. А благодаря приобретению услуг из пакета HP Care Pack компании обеспечена поддержка всего оборудования HP со стороны вендора по схеме 24х7 с 6-часовым временем восстановления работоспособности оборудования.
В новой ИТ-среде
В “Росинжиниринге” уже оценили преимущества новой ИТ-инфраструктуры. Так, сокращение числа стандартных физических стоечных серверов (при одновременном росте числа виртуальных серверов на 167%) и внедрение инструментов мониторинга состояния ИТ-инфраструктуры наряду с повышением общей ее надежности и унификацией клиентского и серверного оборудования привели к заметному снижению затрат на его поддержку и обслуживание. Если на начало 2012 г. каждый из шести инженеров группы техподдержки обслуживал в среднем 80 единиц техники, то к концу года этот показатель увеличился до 160. Что касается системных администраторов (их теперь в штате не два, а четыре), отвечающих за инфраструктурные единицы (коммутаторы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, АТС, серверы), то у них тот же показатель повысился с 56 до 71,6. По словам г-на Лебединского, это лишь лежащие на поверхности оценки повышения эффективности труда ИТ-департамента.
Уменьшились и трудозатраты на обслуживание пользователей, правда, в этом существенную роль сыграло и объединение сотрудников на одной офисной территории. “После переезда в новый офис количество заявок на обслуживание сократилось в 2—3 раза”, — констатировал руководитель группы технической поддержки Петр Карытка.
Кроме того, повысилась эффективность работы персонала компании. В частности, проектировщики теперь не испытывают проблем в работе с файлами чертежей объемом 200—300 Мб по сети, а благодаря Wi-Fi доступ к корпоративным приложениям и данным обеспечен в любой точке офиса. Но, пожалуй, еще важнее то, что сроки запуска новых ИТ-сервисов сократились на порядок, поскольку для этого уже не требуются дополнительные физические серверы. Сегодня в компании действует технологическая площадка для быстрого развертывания и тестирования систем по требованию бизнес-подразделений (в настоящее время развертываются три системы и планируется развернуть еще две). На базе этой площадки планируется реализовать проект внедрения VDI-инфраструктуры для бэк-офисных задач (на 50—100 рабочих мест) и обеспечить поддержку удаленных рабочих мест проектировщиков. Сотрудниками компании, совместно со специалистами компании Паладин-Инвент, готовится пилотное внедрение данного проекта.
“Уверен, что заложенный ИТ-фундамент позволит компании вырасти на 50—70% без серьезных изменений в ИТ-инфраструктуре”, — заключил Владимир Лебединский.
СПЕЦПРОЕКТ