Samsung продолжает делать шаги по укреплению позиций на корпоративном мобильном рынке в России. На проходившем недавно партнерском форуме были представлены концепция SAFE (Samsung for Enterprise), новая партнерская программа SEAP (Samsung Enterprise Alliance Program), расширенная сервисная поддержка и новая технология Knox.
Движение в сторону корпоративной мобильности компания начала еще пару лет назад, стремясь использовать свое лидерство на потребительском рынке смартфонов для завоевания рынка корпоративного. Но это сложный процесс, так как на корпоративном рынке приемы работы не такие, как на потребительском. Да и требования заказчиков сильно различаются.
Корпоративным заказчикам особенно важны такие характеристики, как надежность, безопасность и управляемость. Понимая это, Samsung тогда же представила программу SAFE, которая предусматривает стандартизацию функций безопасности в целом ряде мобильных устройств и даёт критерии для оценки качества приложений. Но в России эта программа не продвигалась. И вот недавно Samsung охватила своей корпоративной стратегией и нашу страну, открыв в российском представительстве подразделение Enterprise Business Team.
Основная задача SAFE — гарантировать заказчикам, что корпоративные приложения независимых разработчиков работают надежно и обеспечивают весь заявленный функционал. “Для этого необходимо провести ряд тестов с точки зрения производительности, стабильности, поддержки полного функционала самого приложения и ОС, безопасности, управляемости и т. д.”, — объяснил Илья Федорушкин, руководитель подразделения B2B Mobile Samsung. По его словам, сейчас SAFE-совместимыми являются три устройства — смартфоны Galaxy S III и Galaxy Note II и планшет Galaxy Note 10.1.
В рамках программы SAFE разработана технология Knox, позволяющая разделить устройство на две части — корпоративную и персональную. Это реализовано путем создания поверх ОС Android программного контейнера, в котором работает защищенная корпоративная среда, предусматривающая ограничения по приложениям и функционалу в зависимости от ИТ-политики компании.
Knox — это ответ Samsung на тенденцию BYOD (Bring Your Own Device), связанную с тем, что люди все чаще хотят использовать в работе свои мобильные устройства. Но чтобы сотрудник мог обращаться к корпоративным данным, компания должна полностью контролировать его аппарат с помощью ИТ-политик, и тогда он уже не сможет заходить на какие угодно сайты, хранить данные в общедоступных хранилищах и загружать любые приложения. Если же он потеряет устройство, то обязан срочно сообщить об этом в свою компанию, чтобы всё содержимое было удаленно или уничтожено. “Но человек может сказать: как так, это мое устройство, я его купил за собственные деньги, почему я должен соглашаться на такие жесткие ограничения? Для решения этой проблемы и предназначена технология Knox”, — сказал Илья Федорушкин.
На рынке есть и другие решения для создания таких контейнеров. “Но в них это делается на программном уровне, а в Knox такое разделение реализовано аппаратно-программно”, — уточнил Илья Федорушкин. По его словам, Knox предусматривает несколько уровней безопасности: защиту приложений и инфраструктуры, контроль за целостностью ядра ОС Android, безопасный загрузчик, — а все средства проверки целостности, контроля и мониторинга хранятся в аппаратной траст-зоне.
“Контейнер позволяет работать в совершенно изолированной среде. При этом администратор компании контролирует всё, что в ней происходит, но не видит того, что делается в личном сегменте. То же самое и для пользователя: если он, например, сделал фото при работе в корпоративной зоне, то оно сохраняется именно в этом контейнере и из личной зоны его не видно, и наоборот”, — объяснил Илья Федорушкин. Сейчас Knox находится на этапе бета-тестирования.
Сервис для корпоративных заказчиков не менее важен, чем технологии. Таким клиентам помимо базовых пакетов с гарантией в один год предлагаются дополнительные услуги, предусматривающие продление базовой гарантии еще на год и два, замену при порче устройства и даже предоставление нового на время починки. За рубежом предлагается также удаленная сервисная поддержка, но у нас ее пока решили не продвигать из-за отсутствия спроса.
Для заказчиков с высокими требованиями к безопасности большое значение имеет сертификация оборудования по российским стандартам. В Samsung считают, что сегодня наиболее востребована сертификация ФСБ уровней КС 1, КС 2 и КС 3, которая позволяет использовать устройства в госструктурах и во всех организациях, работающих с персональными данными. “Мы начали сертификацию по классам защиты КС 1 и КС 2, — рассказал Илья Федорушкин. — Выбрали для этого пять устройств, чтобы обеспечить максимальное покрытие потребности заказчиков. Это смартфоны и планшеты, различающиеся характеристиками и ценовым диапазоном. Сертификацию проводим вместе с компаниями S-Terra CSP и “Инфотекс”, которые предоставляют свои алгоритмы криптозащиты. Таким образом сертифицируется весь программно-аппаратный комплекс”.
Специальные технологии и расширенный сервис являются необходимым условием для работы на корпоративном рынке, но недостаточным. Для продвижения продуктов нужны партнеры, сфокусированные на корпоративных заказчиках. Понимая это, Samsung анонсировала партнерскую программу SEAP, подразумевающую сотрудничество с компаниями разного типа: с международными корпорациями, разрабатывающими мобильные приложения, с местными бизнес-партнерами, которые создают свои решения или выполняют внедрения, с дистрибьюторами. В программе предусмотрено несколько уровней: зарегистрированный партнер, дистрибьютор, серебряный, золотой и платиновый партнеры (последний уровень — для международных компаний).
У Samsung есть партнерская сеть в России, но она ориентирована на потребительский рынок. А поскольку рынки B2B и B2C сильно различаются, то и программы имеют существенные различия. “Если на потребительском рынке успешны партнеры, имеющие разветвленные ритейловые сети, активно занимающиеся рекламой и т. д., то с точки зрения рынка корпоративного важны системные интеграторы, которые понимают потребности крупных заказчиков, умеют их прорабатывать и встраивать свои и наши решения в инфраструктуру клиентов, — подчеркнул Илья Федорушкин. — Сейчас на мобильном рынке предлагается много продуктов, но они разрозненные. А корпоративным заказчикам нужны комплексные решения, позволяющие им решать свои задачи. Поэтому нам так важны партнеры. Мы будем помогать им и адаптировать свои продукты”.
Движение в сторону корпоративной мобильности сейчас набирает обороты. Опрос ИТ-директоров, проведенный компанией Gartner, показал, что в этом году мобильные технологии заняли второе место в ряду главных ИТ-приоритетов предприятий, обойдя облачные вычисления. А в следующем году, согласно прогнозу IDC, на корпоративном рынке будет продано больше смартфонов под управлением Android, чем под iOS, и Android будет оставаться лидером по крайней мере до 2015-го. Судя по всему, Samsung хочет воспользоваться этой тенденцией.