Какой путь прошло отечественное СПО-сообщество за прошлый год? Каковы дальнейшие планы? В преддверии конференции Russian Open Source Summit ‘2013 (ROSS'2013), которая состоится в Москве 12 апреля 2013 г., на эти и некоторые другие вопросы обозревателю PC Week/RE Сергею Голубеву отвечает президент Российской ассоциации свободного программного обеспечения (РАСПО) Юлия Овчинникова.
PC Week: Позапрошлый 2011 год РАСПО завершила на мажорной ноте. А вот в прошлом году каких-то заметных успехов, по-моему, не было. Так ли это? И если так, то с чем связано?
Юлия Овчинникова: То, что происходило в 2011-м, — это великолепный пример оптимальной самоорганизации инновационного сообщества вокруг идеи свободного ПО. Был реализован краудсорсинговый проект: всем миром в кратчайшие сроки удалось сделать невозможное, работая в круглосуточном режиме, подтягивая недостающие ресурсы и перераспределяя задачи в режиме реального времени. На мой взгляд, образец проектного управления показала компания “Пингвин Софтвер”, выступившая головным подрядчиком команды из лучших умов со всех регионов России.
Очень не хотелось бы потерять сделанное, ведь была проделана огромная аналитическая работа, проведён многофакторный сравнительный анализ разных моделей, исследован международный опыт внедрения национальных программных платформ [НПП] и результатов использования СПО в разных государствах, разработаны все базовые методологии будущих элементов и составных частей отечественной НПП, фактически прописана бизнес-модель стимулирования рынка разработки ПО в России — через прозрачно пополняемый и используемый фонд алгоритмов и программ [ФАП], не ущемляющая никого из существующих игроков, нацеленная на развитие...
В прошлом году РАСПО пыталось раскачать ситуацию, привлечь внимание к стратегическим целям и задачам развития ИТ-индустрии и, в частности, российской ПО-разработки. По-моему, в целом это удалось, пусть и ценой зарабатывания непопулярного имиджа “борцов за идею”. Ассоциации — это рупор отрасли, именно для продвижения общих идей (а не частных коммерческих интересов) люди и компании объединяются в такие структуры, и для государства это также удобный канал обратной связи, оперативного получения общественного мнения и экспертизы.
Да, СПО-бизнес в России пока очень маленький, но это точка роста, это пассионарии, лучшие мозги и самые активные, неравнодушные люди, исповедующие свободные подходы. Именно такие люди и компании способны придать толчок развитию всей индустрии, увлечь за собой молодежь, привлечь внимание к теме, объединить вокруг себя активных игроков.
Конечно, достижения прошлого года не так заметны. Но они есть. Во-первых, начали делать Национальный ФАП [НФАП], и уже есть конкретные сроки его создания.
Во-вторых, РАСПО пригласили к участию в этом проекте как представителя экспертного сообщества. Хотя скорее всего первый вариант НФАП будет в минимальном исполнении.
В-третьих, распоряжение Правительства № 2299-р планируется перезапустить, но не отменить. Это демонстрирует политическую волю государства. Но пока необходимость его выполнения ясно понимают в аппарате Правительства и в Совете Федерации, а Минкомсвязи так ещё и не определилось. Будем продолжать работать.
PC Week: А почему пришлось раскачивать ситуацию? В чём главные причины остановки работ по НПП?
Ю. О.: Выборы в России и последующая смена кресел в министерствах и ведомствах, а затем подбор кадров затормозили все процессы реализации стратегических государственных программ и тактических проектов как минимум на год. Пока приняли дела, пока подобрали команду... В результате только сейчас определяются ролевые функции, появляются люди, ответственные за конкретные темы и направления.
Да и новая команда Минкомсвязи, к сожалению, еще не совсем определилось, вырабатывает собственные приоритеты, часто ориентируясь на популистские и наиболее горячие — “жареные” (с точки зрения общественности) темы: “мобильное рабство” или “безопасность Интернета”, например.
PC Week: А что плохого в том, что министерство в первую очередь занялось именно “жареными” темами?
Ю. О.: Такой подход работает только при неограниченных ресурсах. На практике получается, что из-за наиболее острых и горячих тактических задач, за которые их ругают прямо сейчас, в жертву идут стратегические цели: государственный подход стремительно теряется, молодые бизнес-менеджеры мыслят проектно, затыкая только те дыры и темы, за которые им грозит публичная порка. Системный подход при этом отсутствует, что гарантированно приводит к потере целей, ради которых задумывались ФП “Информационное общество” (и распоряжение № 2299-р в частности).
К тому же некоторые темы, в том числе и НПП, новым руководством Минкомсвязи воспринимаются слишком однобоко и интерпретируются непрофессионально. Например, НПП однозначно отождествляется с отечественной ОС, что в корне неверно. При этом четко прописанные цели ФП “Информационное общество” теряются, так как они слишком масштабны.
В частности, наконец приступили к очередному этапу НПП — созданию НФАП. Чтобы успеть к заявленным срокам и “не дразнить гусей”, из этого фонда запросто могут исключить СПО. Или вообще большой и сложный проект свести к обычной учётной системе. Разумеется, о развитии рынка при таком подходе не может быть и речи.
А ведь НФАП — не просто учетный репозитарий для хранения всех ИТ-систем всех ведомств. Он не может работать без прозрачных правил пополнения, без проверки целостности и исполнимости программ, без требования совместимости, возможности их повторного использования или модификации.
PC Week: А обычная учётная система совсем не нужна? Как же без неё сделать НФАП?
Ю. О.: Безусловно, одна из основных задач первого этапа — инвентаризация существующих ресурсов. Но нельзя сводить НФАП к только учётной системе.
Главная цель НФАП как части НПП — это построение модели. Как всё это будет работать, каким образом реализуются все функции для стимулирования разработки? НФАП — не только учет имеющихся в органах государственной власти и сделанных за государственный счет ИС, но и библиотека всех существующих решений, которыми могут пользоваться и государство, и бизнес.
Необходимо продумать такую бизнес-модель, которая будет стимулировать развитие и создавать условия для прогресса собственного российского рынка.
PC Week: А облакам в этом прогрессе место найдётся? Ведь идея-то весьма перспективная.
Ю. О.: Облака как идея сейчас затмили в мозгах всё. Даже очень умные люди верят, что панацея найдена, и начинают подменять облаками инфраструктурный уровень.
Но в облаках тоже есть уровень ОС — серверных, клиентских. Да скорее всего большинство приложений уйдет в облака, но никто не снимает задачу обеспечения безопасности, технологической независимости и совместимости. Более того, требования к обеспечению этих условий в облаках должны быть выше. Особенно для оказания государственных услуг населению, межведомственного взаимодействия и т. д.
Кстати, проект “Российская общественная инициатива” сделан именно на СПО. И он уже начал работать. Но создавало его не Минкомсвязи, а общественная организация. И это серьёзный сигнал.
PC Week: РАСПО неоднократно критиковали за то, что она тратит силы и время на “бодание” с министерством, когда можно было бы заняться куда более полезными для сообщества делами. Например, популяризацией СПО в регионах. Что вы на это скажете?
Ю. О.: Те, кто так говорит, совершенно не понимают принципов существования СПО-сообщества, частью которого является РАСПО. Подчёркиваю: не руководящей и направляющей силой, а именно частью. Ассоциация вторична по отношению к сообществу, а не наоборот.
Мы работаем с вузами, многие компании — члены РАСПО имеют собственные кафедры или преподают в вузах, размещают свои офисы разработок на институтских площадях, чтобы иметь возможность брать студентов на практику, наблюдать за ними, затем трудоустраивать.
Работаем со средствами массовой информации, ведем блоги, колонки, работаем на форумах. Формируем комьюнити разработчиков, тестеров, пользователей. Проводим свои круглые столы и конференции, участвуем в чужих. Сейчас готовим очередной ежегодный крупнейший саммит по СПО в России — ROSS'2013.
Что касается продвижения СПО в регионах, то совсем недавно РАСПО подписала договор с правительством Ульяновской области о сотрудничестве. Разумеется, большую роль в этом сыграли сотни популяризаторов СПО-сообщества. Именно они готовят почву, а мы уже должны довести дело до конкретных проектов и внедрений.
И, конечно, на популяризацию СПО работают наши компании-разработчики, делая дружественные, красивые и легкие операционные системы и приложения, с которыми приятно работать. Опровергая делом мифы о сложности и неудобстве Linux. Достаточно посмотреть на подрастающее поколение, многие представители которого выбирают свободные ОС, уже соскочив с иглы единственной платформы, тестируя разные ОС, меняя их, подбирая под себя наиболее удобные инструменты...
PC Week: А что станет для РАСПО главным в этом году?
Ю. О.: В 2013-м мы планируем активно сотрудничать с другими отраслевыми ассоциациями по объединению усилий в сфере создания условий для развития наиболее важного сегмента ИТ-рынка — ПО-разработки. Таких ассоциаций в России много: АРПП “Отечественный софт”, РУССОФТ, НП поставщиков программных продуктов. Все эти силы готовы объединиться для выработки условий по поддержке и развитию самой перспективной части ИТ-индустрии, с наиболее высокой добавленной стоимостью и интеллектом — российской индустрии ПО-разработки.
А СПО — это гарантия приобщения к самым передовым и инновационным разработкам. Ни один вендор проприетарного ПО не может инвестировать в собственную разработку столько, сколько могут вкладывать СПО-разработчики сообща. Все понимают, что передний край разработки лежит здесь.
Это такой совместный котел, где варятся идеи будущего. И варят их лучшие умы мира, чтобы они стали доступны всем, стали не просто национальным, но человеческим достоянием, с открытым доступом к ПО, с зарабатыванием на сервисах вокруг этого. По большому счету — сейчас идет глобальное изменение бизнес-моделей в ИТ-сфере. Важно не упустить эту точку роста.
PC Week: Спасибо за беседу.