В июне самому известному рейтингу мощнейших вычислительных систем мира Top 500 исполняется 20 лет. В первых числах апреля его основатель и куратор, профессор Университета Теннеси Джек Донгарра посетил конференцию “Параллельные вычислительные технологии” (ПаВТ) в Челябинске, где прокомментировал сводную статистику своего рейтинга.
Если просмотреть публикации в прессе на суперкомпьютерную тематику, то не сложно заметить, что за последнее время большая часть упоминаний Top 500 в аналитических материалах касалась расчетов времени достижения отраслью принципиально важного экзафлопсного рубежа мощности. (На данный момент самый мощный вычислитель имеет производительность в 17,6 Пфлопс.) Авторы или опрашиваемые ими эксперты экстраполировали графики прироста производительности фигурантов рейтинга от редакции к редакции и получали в результате 2018—2019 гг. Подобные вычисления действительно актуальны, однако, как выясняется, не менее интересные аналитические выводы можно сделать, если рассматривать графики Top 500 не в перспективе, а в ретроспективе.
Все знают о так называемом законе Мура, который опосредованно прогнозирует удвоение средней мощности пользовательских компьютерных систем каждые полтора года. Как отмечает г-н Донгарра, производительность суперкомпьютеров тоже растет в геометрической прогрессии (весьма равномерно), но ее удвоение происходит быстрее — раз в 14 месяцев. Такое ускорение г-н Донгарра склонен объяснять принципом распараллеливания вычислений в суперкомпьютинге и ростом количества процессоров на одну систему.
Стремительность развития технологий — это вообще основной напрашивающийся вывод из статистики рейтинга. Так, компьютер, который сейчас находится на 500-м месте, по своей производительности (76,5 Тфлопс) эквивалентен суммарной производительности всех 500 топовых машин в 2000—2001 гг.
А компьютеры из первых строчек через шесть-восемь лет вообще могут оказаться за пределами рейтинга. И это притом, что создание передовой системы своего времени, по уверению г-на Донгарры обходится в сумму, эквивалентную сегодняшним 100 млн. долл. Соответственно если система изначально не подразумевает возможности апгрейда и масштабирования, то через несколько лет она становится неактуальной, а расход колоссальных средств вряд ли можно назвать эффективным.
Еще более наглядным доказательством технического прогресса являются сегодняшние персональные устройства. Свою презентацию на конференции г-н Донгарра демонстрировал с ноутбука, чья производительность, высчитанная специальной программой, составляла 170 Гфлопс. Это означает, что совсем недавно — в районе 2001 г. — он мог попасть в Top 500, а в 1993 г. он бы занял в рейтинге первое место и стоил бы вышеупомянутые 100 млн. долл. Как замечает г-н Донгарра, 20 лет назад самая мощная система содержала порядка тысячи процессоров, а сегодня на своем лаптопе он всего лишь читает электронную почту.
Кстати, при помощи специального приложения можно также узнать производительность сверхмодных современных гаджетов. Например, выясняется, что у iPhone 4S и iPad 2 она чуть выше 1 Гфлопс, чего было бы достаточно для попадания в Top 500 в 1995 г.