Глобальная консалтинговая компания “Делойт Туш Томацу Лимитед” (Deloitte) представила на специальной пресс-конференции очередной отчет с прогнозными оценками развития в сфере “высоких технологий, телекоммуникации, развлечений и СМИ” (TMT) на 2013 г. О важности для компании результатов проведенного исследования говорит, в частности, высокий уровень мероприятия — в нем приняли участие Дэвид Оуэн, генеральный директор “Делойт СНГ”, отметивший важность отрасли TMT для бизнеса компании (“10% того, что мы делаем”), и Джулиан Баркер, управляющий партнер и руководитель международной группы по предоставлению услуг компаниям в сфере TMT, подчеркнувший глобальность бизнеса компании (“работаем более чем в 50 странах”). Основной тематический доклад, как и в прошлом году, сделал Пол Ли, руководитель исследовательского центра компании “Делойт”, Великобритания.
Прежде чем ознакомить слушателей с результатами исследования, г-н Ли подчеркнул, что предыдущие прогнозы “Делойт” по итогам 2011--2012 гг. имеют высокий показатель “аккуратности подтверждений”, т. е., говоря попросту, точности — на уровне 80%. Что касается точности новых прогнозных оценок на 2013 г., ее призваны обеспечить широкие масштабы проведенных исследований (они затронули более 500 компаний в 50 странах мира), массовость проведенных опросов среди рядовых потребителей (порядка 30 тыс.), многочисленные обсуждения результатов исследования с представителями бизнеса на различных публичных мероприятиях.
Вместе с тем (и эта мысль особенно выделяется уже в самом начале опубликованного исследовании) компания “Делойт” вполне разумно не претендует на “абсолютную точность” предсказаний, ставя главной целью своего исследования “лишь предложить тему для дискуссии”. Интересных и актуальных тем предложено достаточно много, но, прежде чем осветить избранные места исследования (на полноту и детальность представления результатов столь масштабного исследования в короткой публикации претендовать не приходится), остановимся на спектре заявленных в отчете тем.
Спектр затронутых проблем
Исследование “Делойт” в соответствии с названием имеет три раздела — “Высокие технологии”, “Развлечения и СМИ” и “Телекоммуникации”. В каждом из разделов несколько глав (общим числом 16), посвященных самым актуальным, по мнению исследователей, вопросам.
В первом подразделе рассмотрены как глобальные и действительно важные проблемы рынка, так и, на наш взгляд, не слишком принципиальные. К важным вопросам, безусловно, относятся перспективы дальнейшего использования традиционных персональных компьютеров — настольных и ноутбуков (на фоне растущей популярности планшетов и смартфонов), проблематика привлечения сотрудников с личными персональными ПК (по предварительным оценкам, к 2017 г. в 50% американских компаний половина сотрудников будет работать на личных компьютерах), вопросы обеспечения информационной безопасности (по оценке “Делойт”, сложные пароли перестали гарантировать безопасность информации), вопросы использования корпоративных социальных сетей (на данном этапе они остаются по-прежнему лишь средством общения, а не дополнительной ценностью для бизнеса).
Что касается набирающих популярность порталов народного финансирования (краудфандинг) для сбора средств под разнообразные проекты — скорее всего, это все-таки специфика США и других сверхразвитых, богатых стран, а для большинства других локальных рынков данная тематика пока не слишком актуальна. Еще одна рассмотренная в данном разделе отчета тема консервативной приверженности потребителей кнопочным пультам управления бытовой техникой — это тенденция, безусловно, глобальная, но сама по себе, на наш взгляд, достаточно частная.
В разделе “Развлечения и СМИ” особое внимание уделено, в частности, технологии 4К (в телеиндустрии будет запущено новое поколение телевизоров с более высокой четкостью), перспективам умного телевидения (телевизоры со встроенным Интернетом), а также таким специфическим темам, как проблематика отказа жителей Северной Америки от платного телевидения и нарастающая популярность просмотра передач одновременно с двух экранов.
Телекоммуникационный раздел посвящен, во-первых, радужным перспективам LTE-формата (более 200 операторов в 75 странах приступят к реализации локальных проектов по запуску LTE-сетей), затем — массовому недоиспользованию возможностей смартфонов (на фоне продолжающего роста продаж), рекламной проблематике (миграции рекламных бюджетов в сторону планшетов и смартфонов), а также вопросам неограниченного доступа к приложениям и вероятности угрозы дефицита частотного спектра.
Время ПК+
Время показало, что смартфоны и планшеты, по большому счету, являются удобными устройствами потребления разнообразного контента и неудобными — в плане его генерации. Поэтому, несмотря на трехкратный рост продаж смартфонов и планшетов в последние три года (2010-й — 350 млн. ед., 2012-й — порядка 1 млрд.), традиционным ПК (дескотопам и ноутбукам), по мнению исследователей “Делойт”, в ближайшей перспективе исчезновение не грозит. В подтверждение этого в отчете приводятся, в частности, результаты одного исследования, в рамках которого владельцам смартфонов задавался вопрос, какое устройство они предпочтут для решения более чем десятка распространенных задач, и ответ был всегда один — компьютер. Быстродействие, мощность не играют в данном случае решающего значения — по этим параметрам ПК среднего диапазона и продвинутые смартфоны уже сравнимы. В числе наиболее важных причин того, что люди продолжат в ближайшей перспективе выполнение заданий на традиционном ПК, вполне логично называются базовые физические характеристики ПК — значительно больший размер экрана, более удобная клавиатура и наличие мыши.
В итоге, по прогнозам “Делойт”, в 2013 г. более 80% интернет-трафика будет приходиться на традиционные ПК. Общее количество компьютеров также возрастет, хотя и не столь значительно, как смартфонов и планшетов, — до 1,6 млрд. (2010-й — 1,4 млрд.). Сам факт не столь быстрого роста продаж компьютеров не означает снижение их популярности, а тем более использования, отмечается в отчете, — скорее можно говорить о более длительных циклах замены компьютеров.
По образному выражению, использованному в отчете, мы все еще живем в “эпоху ПК+”, а не в “эпоху после ПК”. Напомним себе, что эпохи, длившиеся в прежние времена столетия, в наше время заканчиваются порой в течение двух-трех лет, но в нынешнем году исчезновение настольному компьютеру действительно вряд ли грозит.
Не приноси на работу свой компьютер
Данные исследования и прогнозы на 2013 г. в части развития бизнесом концепции BYOC (Bring Your Own Computer) противоречивы. С одной стороны, сообщается, что в текущем году “лишь незначительное число новых компаний” внедрит в свои бизнес-процессы концепцию “принеси свой компьютер”, при этом часть компаний, уже ее использующих, откажется от нее. Согласно другому сценарию развития событий, все большее распространение получит практика, когда компании продолжат обеспечивать свой персонал компьютерами, однако любой сотрудник, если захочет, может использовать личный компьютер для решения производственных задач.
Фокус противоречия в том, что речь идет о разных концепциях BYOC. В первом случае предполагается компенсация со стороны работодателя сотруднику за покупку и использование техники — полная или частичная, что сопряжено не только с дополнительными специфическими расходами для компании, но и с определенными сложностями, в том числе налогового характера. Во втором случае работодатель не принимает участия в расходах на приобретение оборудования, программного обеспечения и не компенсирует его техническую поддержку. Думается, второй вариант концепции и вправду гораздо более жизнеспособен, особенно в российских условиях.
Так или иначе, но, как сообщается в отчете, в США 84% домохозяйств с работающими членами семьи имеют компьютер и, согласно ожиданиям, в 54% американских компаний к 2017 г. половина их сотрудников будет работать удаленно на собственных ПК.
Исследователи “Делойт” также отдают предпочтение второму варианту развития событий в плане использования в рабочих целях личных устройств. При этом отмечается, что в случае доступа к корпоративной сети ключевым моментом использования личного устройства становится обеспечение информационной безопасности корпоративной информационной системы. “Необходимо установить правила относительно видов разрешенного соединения и типов разрешенных сетей, — делают вывод эксперты. — Например, соединение между защищенным компьютером и защищенной корпоративной сетью, но через незащищенное домашнее или Wi-Fi-подключение не может считаться безопасным”. Сложной задачей в рамках концепции реализации BYOC представляется исследователям и необходимость защиты сотрудника от вмешательства в его частную жизнь, ведь личный компьютер — это еще и хранилище персональной информации, но в российских условиях это вряд ли можно всерьез считать актуальной проблемой, по крайней мере пока.
Сложные пароли лучше простых, но и сложные уже не выручат
В 2013 г. более 90% созданных пользователями паролей, в том числе признанных ИТ-службой компании надежными, будут уязвимы для атак мошенников — таков прогноз специалистов “Делойт”. Снижение достаточности одной только парольной защиты может привести к “миллиардным убыткам”, снижению доверия к расчетам в Интернете и нанесению значительного ущерба репутациям компаний, подвергшихся атакам. Соответственно ожидается, что сайты, посредством которых пользователи получают доступ к наиболее ценной информации, будут, как можно предположить с большой долей вероятности, вводить в дополнение к парольной другие формы аутентификации пользователей.
В числе факторов, способствующих росту напряженности в сфере информационной безопасности, в отчете называется возросшая вычислительная мощность инструментария, доступного хакерам. “Специальная машина для взлома паролей, использующая доступные программы виртуализации и мощные графические процессоры, может подобрать любой восьмизначный номер за 5,5 часов”, — сообщается в отчете. Стоимость такого компьютера в 2012 г. составляла 30 тыс. долл. США, причем хакерам даже необязательно иметь в своем распоряжении такую специальную машину — задачу взлома возможно распределять между тысячами относительно медленных машин (схема так называемого “крауд-хакинга”). Каждый из включенных в такую сеть компьютеров работает над разгадыванием своей части головоломки, в результате пароль может быть взломан даже быстрее.
Вместе с тем из отчета можно сделать вывод, что решающим по-прежнему остается психологический фактор: среднестатистическому человеку трудно удержать в памяти пароль длиной более семи символов, поэтому пользователи продолжают пользоваться простыми паролями, несмотря на возросшие угрозы. Отчасти этому способствует и распространение мобильных устройств, которые делают более трудным, а значит, и более длительным сам процесс ввода длинного и сложного пароля.
Есть несколько способов снижения остроты проблемы, рекомендуемых в отчете: хранение паролей в зашифрованном виде, десятизначные пароли, задействование на сайте системы создания паролей, запрещающей использование простых комбинаций (типа “abc123”). Но в качестве наиболее действенного и перспективного способа защиты информации экспертами называется применение многофакторной аутентификации, когда помимо логина и пароля, например, либо используется usb-ключ, либо задействовано отправление подтверждающего кода на мобильный телефон пользователя, либо используются биометрические данные (скан глазной сетчатки, отпечатка пальцев).
ESN необходимо включить в бизнес-процессы
Данные проведенных “Делойт” комплексных исследований показывают, что во многих компаниях внутренние социальные сети (ESN, Enterprise Social Network) не слишком популярны среди персонала. Так, согласно одному недавно проведенному опросу, порядка 30% сотрудников отказываются от использования внутренней социальной сети, если для этого требуется регистрация, лишь треть зарегистрированных еженедельно заходит в сеть для ознакомления с новостями и менее половины (40%) обновляют информацию на своей страничке хотя бы раз в месяц. Вместе с тем, отмечается в отчете “Делойт”, к концу 2013 г. более 90% компаний из списка Fortune проведут полное или частичное развертывание внутрикорпоративной социальной сети, что, как подчеркивается, на 70% больше, чем в 2011-м.
Ситуация будет развиваться таким образом, что по факту уже не так важно, является внутренняя социальная сеть эффективным инструментом организации корпоративного взаимодействия персонала или нет (в сравнении с устаревающими технологиями — электронной почтой, например). Практически все компании хотели бы повысить активность внутрикорпоративного общения, и в качестве единственно эффективной ИТ-платформы они, судя по всему, видят именно ECN. Поэтому, отмечается в отчете, руководство продолжит поиски причин нежелания сотрудников использовать внутренние социальные сети (согласно опросам, большинство в качестве причины называют банальную нехватку времени), а также способов их вовлечения.
Пока же, как можно сделать вывод из этой части отчета “Делойт”, внутренняя корпоративная сеть все-таки остается несколько в стороне от бизнес-процессов компаний, являясь лишь еще одним каналом неформального общения сотрудников. Соответственно, основная задача, которую предстоит решать бизнесу в плане эффективного использования ECN, — органичное включение внутренней корпоративной сети в свои бизнес-процессы.