Незадолго до начала одного из самых масштабных российских форумов, посвященных Интернету, РИФ+КИБ 2013, который стартовал 17 апреля, в “РИА Новости” прошел круглый стол “Защита Интернета: успехи и неудачи”. Данная тематика в последнее время стала столь актуальна, что подобные мероприятия проводятся чуть ли не каждую неделю. Большинство чиновников и неоппозиционных общественных деятелей раз за разом произносят одни и те же речи, тезисы которых можно было услышать еще пять лет назад: о стремительном развитии технологий, о возрастающих киберугрозах, о необходимости обезопасить наших детей и т. д. Свежие мысли, как правило, можно услышать из уст представителей отрасли (не путать с главами отраслевых объединений), но их на официальных дискуссиях увидеть сложно. И тому есть ряд причин, которые нам с готовностью функционеры же и объясняют.
Сами виноваты
Руководитель Центра безопасного Интернета в России Марк Твердынин коротко описывает ситуацию с вмешательством государства в дела Интернета и с реакцией на это рынка следующим образом. В цивилизованном мире действительно многое отдано на откуп так называемому саморегулированию. Например, многие западные соцсети считают нужным самостоятельно заботиться о чистоте распространяемого в них контента — мониторят, фильтруют, модерируют, сотрудничают с активистами и т. д. У нас же все саморегулирование пока в основном сводится к созданию всевозможных кодексов и хартий, которые на поверку эффективными не являются. Отрасль при этом требует невмешательства государства в свои дела, но своим бездействием по факту именно на него перекладывает защиту пользователей от киберугроз. Когда же государство пытается осуществлять свои прямые функции, то его действия трактуются как грубое вторжение в частные дела граждан и даже цензура.
Член комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Руслан Гаттаров высказывается по данному вопросу еще жестче. Идею о том, что в России существует возможность возникновения саморегулирования и государство должно на него положиться, он называет мифом. В подтверждение своей позиции сенатор приводит пример Великобритании, где есть негосударственная организация, которая занимается тем, чем в России недавно начал заниматься Роскомнадзор (ведение так называемых черных списков сайтов). Так вот, она взяла на себя эти функции аж в далеком 1996 г., заверяет г-н Гаттаров. У нас даже в начале 2012 г. ничего подобного еще не было создано.
“Сколько мы должны были еще ждать, чтобы наша индустрия о чем-нибудь договорилась? Мы это избирателям объяснять уже больше не могли, поэтому приняли 139 федеральный закон”, — заключает чиновник. При этом он заверяет, что власть, безусловно, будет приветствовать любую самоорганизацию интернет-сообщества и любое саморегулирование. Но если подвижек в этом направлении не произойдет, то государство и дальше будет продолжать точечное регламентирование через законодательные акты.
Что касается самого “закона о фильтрации”, начавшего действовать с 1 ноября прошлого года, то его работоспособность г-н Гаттаров склонен оценивать весьма позитивно. Дескать, никого еще не закрыли, никакой цензуры государство не ввело. В качестве наглядного примера он приводит ситуацию, когда в черные списки попала статья из русской Википедии “Курение каннабиса”. По его словам, в первый момент исполнительный директор фонда “Викимедия РУ” Станислав Козловский написал в Твиттере что-то вроде “ну наконец-то нас внесли в черные списки, сейчас, наверное, будут блокировать”, чем, по мнению сенатора, продемонстрировал свое желание оказаться в роли жертвы и выставить тем самым государство в дурном свете. Не получилось. Несмотря на назревавший скандал, ресурс просто “подвинулся” и переработал материал, русская Википедия из реестра была тут же исключена — все работает, а государство, по уверению чиновника, доказало свою способность действовать абсолютно цивилизованно.
Г-н Гаттаров считает, что закон № 139 в полной мере не будет работать нормально, пока отрасль не начнет действовать системно, а будет вести себя, как обиженная девушка, которой молодой человек купил не те цветы или духи. По его убеждению, отрасли и самой хочется участвовать во всем этом развернувшемся процессе, но раз закон был принят без нее, то сейчас игроки рынка отказываются вести конструктивный диалог. И страдает от этого не Роскомнадзор и даже не сами интернет-компании, а в первую очередь дети, которые получают доступ к вредному контенту.
В общем, как мы видим, чиновники заявляют, что очень бы хотели действовать сообща с индустрией, но пока им приходится работать без нее. Рассмотрим, что же именно они хотели бы видеть в Сети, чуть подробнее.
Взгляд сверху
Общую идею власти в отношении Интернета легко понять со слов первого заместителя председателя Комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи Вадима Деньгина. Заключается она в том, что онлайн-пространство должно быть приравнено к реальной жизни. Качество этого тождества чиновники пока описывают по-разному. На данном мероприятии г-н Деньгин говорил о равенстве в головах людей, в их сознании. Однако, например, по более ранним выступлениям г-на Гаттарова легко было заключить, что в принципе речь может идти и о полном юридическом переносе реальных законов на Сеть.
Также, по мнению г-на Деньгина, в медийном пространстве сейчас не хватает популяризации наказаний интернет-преступников со стороны государства. Чем больше будет наказано нарушителей, чем активнее это станет рекламироваться на ТВ и в Сети, тем меньше будет преступлений.
Введение вышеупомянутого закона № 139 г-н Деньгин, разумеется, тоже одобряет, но считает, что нужно вернуться и к практике судебных решений по черным спискам. По его словам, Минкомсвязи недавно объявило, что будет создана федеральная экспертная комиссия при министерстве, которая позволит апеллировать к закрытию сайта — оспаривать решения Роскомнадзора. (“У граждан не должно возникать чувства, что государство пытается все запретить”.)
Затрагивая тему доступа в Интернет, г-н Деньгин в очередной раз прокомментировал сказанную им когда-то фразу о том, что вход в Сеть стоит сделать по паспорту. По всей видимости, оправдываться ему уже надоело, потому что в этот раз он заявил, что это не столько его инициатива, сколько реальность окружающей нас действительности, — то, к чему идет мир. Аргументируя данную позицию, он сослался на общение с различными компаниями, которые в вопросах предоставления определенных услуг явно движутся в сторону легкой верификации. Речь, например, идет об онлайн-сервисах, которыми вы не сможете воспользоваться, если не введете код, который вам присылается на номер мобильного телефона. Дальнейшая аргументация чиновника выглядела несколько путано, но ее итогом стал вывод: “То, что нужна верификация, говорят все; как именно это станет осуществляться — обсуждаемый вопрос”.
Разумеется, на круглом столе не обошлось без муссирования темы защиты детей. Говорили об этом много, однако нечто новое, как обычно, высказал г-н Гаттаров, который вообще, на удивление, редко повторяется в аргументации, даже если дважды выступает по одному и тому же вопросу на разных мероприятия с интервалом в несколько часов. По его словам, он недавно знакомился с тонкостями закона о персональных данных США и выяснил, что сетевые операторы этой страны не имеют права обрабатывать данные детей до 13 лет без разрешения их родителей. В переводе на русский язык это означает, что до достижения упомянутого возраста дети самостоятельно не могут завести аккаунты в соцсетях. Сенатор считает это прекрасной практикой и предлагает подумать, не стоит ли начать в России дискуссии по данному вопросу. (Г-н Деньгин его в этой идее поддержал.)
В завершение стоит упомянуть и более сдержанные позиции чиновников — правда, к сожалению, не из профильных ведомств. Так, начальник отдела связей с общественностью и ведения интернет-ресурсов Министерства культуры Филипп Гуров считает, что упомянутые запретительные меры сами по себе ни к чему не приведут. Например, если порнографию убрать из соцсети, трафик просмотра видео в ней упадет в разы, поэтому соцсеть в фильтрации абсолютно не заинтересована. Решение этой проблемы, по мнению г-на Гурова, лежит в плоскости создания интересного и безопасного контента. То есть, как можно было понять его мысль, если предложить ребенку нечто увлекательное, то, во-первых, он получит адекватную для себя информацию, а во-вторых, и сетевой трафик перераспределится таким образом, что соцсети смогут с легким сердцем расстаться с непопулярным более порно.
Г-н Гуров считает тотальную цензуру пройденным этапом для нашей страны и отмечает, что его ведомство движется по пути создания качественных ресурсов. Как позитивный пример успешной работы он привел созданный министерством портал культура.рф, где сейчас в интересном виде представлены все значимые объекты культуры России. Специально, чтобы не тратить деньги налогоплательщиков, на его раскрутку не было израсходовано никаких рекламных бюджетов, однако уже за первые шесть месяцев своей работы он только за счет качества контента собрал 3 млн. заходов. Сейчас в ведомстве идут переговоры с Минобрнауки о включении ресурса в образовательный процесс.
Как заключает г-н Гуров, если мы сводим работу к черным спискам, это не дает результата. Когда же мы начинаем создавать контент, который реально интересен, тогда мы и делаем Рунет безопаснее.