Тема Национальной программной платформы (НПП) продолжает привлекать внимание ИТ-сообщества, несмотря на ослабевающий интерес к своему детищу со стороны родителя-государства.
Именно поэтому ей был посвящен круглый стол “Национальная программная платформа, Национальный фонд алгоритмов и программ (НФАП), СПО vs. ППО”, ставший одним из наиболее востребованных мероприятий апрельской конференции по свободному ПО ROSS'2013.
На нем были заявлены позиции разных сторон отечественного ИТ-сообщества. К сожалению, с точкой зрения “хозяина” НПП — Минкомсвязи —познакомиться не удалось (ввиду отсутствия его представителей).
Модератор круглого стола Александр Айгистов, руководитель Российского агентства развития информационного общества (РАРИО), отметил, что за последнее время в рамках проекта НПП был реализован ряд инициатив в сфере СПО, связанных с развитием информационного общества в стране.
Дмитрий Комиссаров (“ПингВин Софтвер”) напомнил, что пик развития НПП пришелся на 2011-й. Тогда по инициативе Минкомсвязи для реализации начальных этапов НПП, “сердцем” которой является НФАП и которая изначально базировалась на СПО, был запущен проект, успешно завершенный под эгидой РАСПО созданием прототипов ОС, систем сборки и т. п.
С тех пор государством, по его словам, больше не делалось ничего. Однако созданные в рамках проекта НПП прототипы ОС развивались в 2012 г. силами членов РАСПО, без участия государства.
В результате с помощью НФАП, в котором размещались созданные прототипы ОС, появилась возможность сборки разных дистрибутивов —“МСВСфера”, ROSA и др. В перспективе, полагает он, разработчики смогут использовать системы автоматизированной сборки, в том числе для госпредприятий.
Как считает г-н Комиссаров: “В настоящий момент непонятны намерения и цели государства в отношении НПП и НФАП и не ясно, что будет, если государство повернется опять лицом к проблеме, — станет лучше или хуже. Быть может, стоит двигаться в выбранном направлении без государства? Ситуация неоднозначна и требует обсуждения”.
Павел Фролов (“ГНУ/Линуксцентр”), имеющий опыт внедрения фондов алгоритмов и программ (ФАП) в медучреждениях Минздрава, воспринимает создавшуюся ситуацию спокойно: “То, что сейчас буксует НПП, для меня не удивительно — это очень инерционный механизм. НПП — проект большой и неповоротливый, и в этом его слабость и его сила”.
По его мнению, для внедрения НПП понадобится лет пять на развертывание базовой инфраструктуры и столько же — на обучение персонала и решение проблем, которые вскроются при внедрении. “Всем думающим специалистам очевидно, что это большой путь, и если взять известное распоряжение № 2299-р, то оно как раз и рассчитано на пять лет и заканчивается планированием мероприятий на следующее пятилетие”, — добавил он.
Владимир Рубанов (РОСА), входящий в рабочую группу по этой проблеме, созданную при Минкомсвязи, отметил, что радикальные изменения с точки зрения перспектив развития НПП произошли в конце 2012 г. и связаны с инициативами нового руководства министерства. Тридцатого января этого года вышло Постановление Правительства РФ № 62 о НФАП, в котором, по его словам, “осталась маленькая верхушка айсберга от пятилетних наработок”. Но даже эта верхушка полезна, считает он. Согласно данному постановлению с 1 мая планируется разработка методических указаний по работе с НФАП, который должен заработать 1 июля.
В новом НФАП, поясняет г-н Рубанов, будет размещаться ПО, сделанное по заказу государства с нуля, либо ПО, на которое есть права модификации (то есть СПО). Но хотя суть нового НФАП не изменилась (в нем будет храниться исходный код и документация на ПО), в нем все же “потерялась необходимость технологической документации с описанием процесса создания ПО. Надеемся включить”, — заметил он.
В рабочую группу, отметил г-н Рубанов, входит представитель Microsoft, который старается снизить уровень технологической независимости НФАП, внося соответствующие предложения.
Дмитрий Комиссаров, входящий в ту же рабочую группу, считает, что Минкомсвязи должно выбрать вариант, по которому будет создаваться НФАП. Он пояснил при этом: “Мы стараемся убедить Минкомсвязи, что НФАП — это не только витрина. Наша цель, совпадающая с интересами государства, — не подпадать под монополизм любого производителя ПО”. НФАП должен предоставить возможность другому поставщику взять код, модифицировать его и оказывать поддержку заказчику. В то же время полностью переход на СПО невозможен, уверен он. Требует также решения вопрос о размещении в НФАП закрытых программ.
Размещать полезное ПО в НФАП в соответствии с постановлением № 62 может от своего имени только орган госвласти, пояснил г-н Рубанов.
По его словам, остается открытым вопрос о поддержке СПО в НФАП, так как ответственность поставщика такого ПО не заложена: разработчик, взявший СПО из НФАП на свой риск, берет ответственность на себя.
Павел Фролов предложил воспользоваться опытом разработки ведомственного ФАП для медицинских учреждений, где подобные вопросы уже решались. Так, в рабочей версии ФАП, которой пользуются в Минздраве, хранятся типовые проектные и программные решения, а также конфигурации. Что касается зоны ответственности, то разработчикам типовых проектных решений для Минздрава позволено иметь “полуадминистративный” доступ к своему разделу, в котором хранится такое решение. Пользователям ФАП разрешено оставлять соответствующие комментарии, отзывы и т. п. с тем, чтобы потенциальные клиенты могли ознакомиться с проблемами внедрения и поддержки, узнать стоимость услуг и оценить конкурентное типовое проектное решение. Что касается СПО, то оно выложено в открытом доступе — это OpenOffice, MySpace, дистрибутивы Linux. Пользователю предоставляется виртуальная машина для сборки дистрибутива с автоматической проверкой на вирусы. Каждый файл сопровождается лицензией и электронной подписью человека, загрузившего его в ФАП, что обуславливает персональную ответственность за ПО.
Инфраструктура
При создании инфраструктуры НПП, считает Дмитрий Комиссаров, ни одно мероприятие более чем на 10% (по объемам работ) не выполнено, фактически сделаны только первые шаги в этом направлении. Задач, требующих решения, еще очень много. Сейчас НФАП включает прототипы ОС, системы сборки и т. д.
Для дальнейшего формирования и поддержки НФАП требуется выбрать оператора. “В качестве такового мы рекомендовали Минкомсвязи “Интеграл»”, — рассказал г-н Комиссаров. Однако сейчас в качестве оператора в министерстве рассматриваются НИИ “Восход” и Ростелеком.
Следующий нерешенный вопрос — это регламенты. Их нужно разработать и внести на рассмотрение, под них нужно принять постановление Правительства. По его мнению, здесь работы еще года на полтора. Так, в НФАП должна быть закрытая часть: в ней хранится ПО под грифами (“секретно” и т. п.) или под соответствующей сертификацией, т. е. там много работы, за нее никто еще не брался. И здесь нужно получить мнения от ФСБ, ФСТЭК и других регуляторов.
Павел Фролов согласен с оценкой выполненного объема работ, которую дал г-н Комиссаров, но предлагает иметь в виду, что уже существуют продукты на базе СПО, внедренные в различных ведомствах страны. Эти продукты, по его мнению, уже можно включать в НПП в виде типовых проектных решений. Кроме того, у разработчиков СПО создана инфраструктура. В первую очередь имеются в виду разработчики ОС, у которых решены такие вопросы, как хранение пакетов ПО и их автоматизированная пересборка; в частности, компании РОСА и “Альт Линукс” имеют всю необходимую инфраструктуру. Таким образом, полагает он, в стране существуют как минимум три игрока, в числе которых РОСА и “Альт Линукс”, которые могут закрыть потребности для НПП на уровне базового СПО, “а это уже немало, это уже шаг вперед, так как пять лет назад в этой области не было ни одного игрока, поскольку тогда были проблемы, требовавшие решения”.
“Я не сомневаюсь, что когда государство вновь проявит интерес к НПП, эти имеющиеся наработки вместе помогут в части инфраструктуры совершить прыжок с 5 до 15—20% от уровня реализации программы”, — сказал Павел Фролов.
В то же время некоторые эксперты дали более пессимистическую оценку, полагая, что хотя концепция инфраструктуры и проработана и имеются базовые ресурсы, но надо еще собрать работоспособную систему.
Президент РАСПО Юлия Овчинникова уверена: “В НПП заложены основы для создания ИТ-инфраструктуры в России и условия развития ПО, в том числе и СПО”.