На фоне замедления прироста российского ВВП на протяжении трех последних лет (что свидетельствует о возможности рецессии к концу текущего года) тормозит и российский рынок ИТ. Согласно данным IDC, его прирост сокращался в течение последних лет: с 34% в 2010 г. до 14% в 2011 г. и до 4% в 2012 г. И нет оснований предполагать, что в текущем году ситуация изменится в лучшую сторону, считает руководитель программы исследований IDC в России и СНГ Александр Загнетко.
IDC утверждает, что современные факторы трансформации ИТ — облака, мобильность, большие данные и социальные интернет-услуги (в первую очередь, социальные сети) — вызывают не столько увеличение ИТ-бюджетов (которые как в мире, так и в России не растут у подавляющей части предприятий), сколько к их перераспределению в пользу средств виртуализации, облачных технологий, систем хранения данных, сетевого оборудования и базовых ЦОД-услуг.
Россия отстает от стран с развитой экономикой в части использования облаков. Главными сдерживающими факторами для российских компаний, согласно данным IDC, являются проблемы обеспечения безопасности, неприкосновенности данных, соответствия требованиям законодательства, интеграции с существующими не облачными системами, размещения и управления данными, а также сложность расчета возврата инвестиций.
Как сообщил г-н Загнетко, по сравнению со странами с развитой экономикой в российском сегменте среднего и малого бизнеса наблюдается явное недофинансирование направления ИТ. Так, если в Западной Европе на один сервер, работающий в СМБ-компании, приходится около 20 компьютеров, то в России — примерно 70. По его мнению, дефицит финансирования и перегруженность ИТ-ресурсов должны стимулировать российский СМБ активно мигрировать к облачным сервисам, минуя стадию интенсивного развития собственной корпоративной ИТ-инфраструктуры.
На смену привычной схеме отношений пользователя с поставщиком ИТ-услуг приходит гораздо более сложная и потому уязвимая как из-за технологических, так и организационных проблем, связанных именно со сложностью. Сегодня ИТ-пользователя интересует спектр и качество предоставляемых сервисов и возможность платить только за потребленный ресурс. Задачи надежности доступа к сервису при этом априори предполагаются решенными провайдером. Поэтому вопросы поддержки трафика, безопасности, совместимости облачных платформ при миграции пользователя от одного провайдера к другому выходят на первый план.
Как считают в IDC, период экстенсивного развития ИТ закончился. Начался интенсивный, в котором выживут те из ИТ-пользователей и провайдеров, которые смогут в использовании ИТ оказаться эффективнее конкурентов.