“Альфа-Банк” запустил “Альфа-Клик” 2.0 — новую версию интернет-банкинга, построенную на платформе Oracle Fusion Middleware. Новинка отличается более удобным интерфейсом, повышенной скоростью работы и расширенными возможностями для клиентов.
Предыдущая версия “Альфа-Клик” была построена на базе решения компании BSC Praha, основу которого составляла платформа IBM Websphere. “Мы использовали эту систему с 2006 г., но потом поняли, что нам нужно более масштабное и гибкое решение, которое позволяет сочетать приложения внутренних и внешних разработчиков, и перешли на платформу Oracle”, — объяснил Владимир Урбанский, руководитель блока “Электронный бизнес” “Альфа-Банка”.
Алексей Марей, главный управляющий директор “Альфа-Банка” добавил, что платформа Oracle позволяет внедрять новинки гораздо быстрее: “Если раньше мы делали обновления один-два раза в год, то в этом году — уже раз в квартал, а со следующего года собираемся это делать ежемесячно”.
По его словам, разработка “Альфа-Клик” 2.0 началась три года назад, прошлой осенью было внедрено архитектурное ИТ-решение, а нынешней весной — новый интерфейс. “Пользователям понравилась новая версия “Альфа-Клик”, -- говорит г-н Марей. -- Мы предложили им выбор — перейти на нее или остаться на старой версии, и 75% из тех, кто попробовал, не стали возвращаться обратно. Многие особенно оценили дополнительные сервисы, такие как функция автоплатежей, которая упрощает жизнь”.
За два года банк инвестировал в обновление “Альфа-Клик” около 10 млн. долл. Сейчас новой версией пользуются уже более 2,5 млн. клиентов.
Валерий Лановенко, вице-президент и глава представительства Oracle в России и СНГ, подчеркнул, что главная особенность этого проекта заключается в его инновационности: “Недавний опрос ИТ-директоров из 500 крупнейших компаний -- клиентов Оracle показал, что половина ИТ-бюджетов тратится на поддержку ИТ-инфраструктуры, 30% — на наращивание ее вычислительных возможностей и только 20% — на новые транформационные проекты, которые меняют бизнес-модель. “Альфа-Клик” — как раз такой проект”.
В состав платформы “Альфа-Клик” 2.0 вошли сервер приложений Oracle WebLogic Application Server, среда разработки Oracle Application Development Framework и ряд решений для информационной безопасности, включая Oracle Access Manager, Oracle Adaptive Access Management, Oracle Internet Directory, Oracle Virtual Directory и Oracle Entitlement Server.
При внедрении особое внимание было уделено безопасности. Как рассказал Максим Азрильян, технический архитектор “Альфа-Банка”, защита имеет три уровня: “Первый — подтверждение пароля через SMS; второй — проверка уникальности сессии: нельзя под одним логином одновременно работать из разных браузеров, и третий уровень — учет статистики платежей для каждого клиента: если вдруг приходит какой-то платеж, который система считает подозрительным, она просит от человека подтверждения”.
Сервис “Альфа-Клик”, рассказал г-н Азрильян, интегрирован с внутренними банковскими системами -- например, с CRM-решением компании Chordiant Software, с внешними платежными системами, такими как QIWI, “Яндекс.Деньги”, WebMoney; скоро стартует публичный пилотный проект по интеграции с Facebook.
Что касается разработки этой системы, то Максим Азрильян сказал, что в основном банк делает приложения собственными силами, так как это дешевле и удобнее: “Мы можем их быстро обновлять, и к тому же исходные коды остаются у нас”. Но при этом банк продолжает сотрудничать с компанией BSC и другими фирмами.
Как уточнил Владимир Урбанский, банк не всегда имел собственных разработчиков, но сейчас стал наращивать число программистов и специалистов по дизайну продуктов, стараясь при этом найти правильный баланс между внутренними компетенциями и внешними партнерами.
Хотя первая версия интернет-банкинга была внедрена еще в 2003 г., каналы самообслуживания пока не занимают значительной доли в бизнесе “Альфа-Банка”. “Сейчас на них приходится меньше 100 млн. долл., т. е. примерно 10% от нашего розничного оборота, — отметил Алексей Марей. — Но для нас важен приток новых клиентов, привлеченных развитым мобильным сервисом. Кроме того, благодаря автоматизации обслуживания клиентов повышается операционная эффективность. И самое важное то, что “Альфа-Клик” — это задел на будущее. Если мы не займемся таким сервисом сегодня, то отстанем от конкурентов”.
На внимание “Альфа-Банка” к интернет-сервису указывает план выделения электронного бизнеса в самостоятельное подразделение. “Мы поняли, что для своевременного выпуска новых сервисов этой деятельностью надо по-другому управлять, а для этого необходимо построить систему управления инновациями, — сказал Владимир Урбанский. — Сформировали кроссфункциональную команду, участники которой успешно сочетают разные роли, сейчас в ней 80—90 человек, и мы продолжаем наращивать штат”.
У нового подразделения есть поле для деятельности. Ведь помимо системы “Альфа-Клик”, рассчитанной на индивидуальных пользователей, банк развивает сервис “Альфа-Бизнес Онлайн”, предназначенный для корпоративных клиентов. Недавно состоялся его тестовый запуск.