Установка на комплексное обслуживание клиента, за которым легко угадывается желание ИТ-вендоров получить доступ ко всем финансовым ресурсам заказчика, направляемым на ИТ, характерна не только для крупнейших поставщиков проприетарного ПО, но и для многих компаний, разрабатывающих продукты на базе свободного ПО (СПО). И очередной саммит, посвященный открытому коду — Russian Open Source Summit 2013 (ROSS'2013), проведенный в Москве 12 апреля PC Week/RE и РАСПО, это наглядно продемонстрировал.
Спектр тем, предложенных к рассмотрению докладчиками, был довольно широк. Выступавшие рассказывали о конкретных решениях своих компаний и проектах их внедрения, причем самого разного масштаба — от весьма скромных, в малых компаниях с несколькими сотрудниками, до внедрений федерального уровня. Рассматривалась выступавшими и общая проблематика рынка — гибкость решений на открытом коде, привлекательная в сравнении с проприетарным ПО совокупная стоимость владения, специфика использования СПО-продуктов средними и небольшими предприятиями. Поднималась также тема государства как номинального локомотива рынка СПО — фактор, на российском рынке пока не слишком очевидный, но на развитых тамошних рынках уже давно и успешно действующий.
Участники саммита работали в шести различных секциях, участвовали в обсуждениях на нескольких круглых столах. В данной публикации мы расскажем о наиболее содержательных моментах докладов, прозвучавших на секции “Корпоративные СПО-решения”.
СПО для крупного бизнеса — линейка продуктов становится длинней
Общеизвестно, что “свободное” ПО далеко не всегда означает “бесплатное”. С одной стороны, существуют доступные для бесплатного скачивания и использования версии СПО-продуктов, разрабатываемые многочисленными сообществами разработчиков (так называемые комьюнити), исторически сложившимися вокруг того или иного продукта. С другой — на рынке давно уже есть ИТ-вендоры, разрабатывающие собственные продуктовые линейки на базе открытого кода, но при этом имеющие коммерческую составляющую. Коммерческие ИТ-вендоры и сообщества активно сотрудничают друг с другом в контексте развития свободных продуктов, реализации новых идей.
Андрей Маркелов, системный архитектор компании Red Hat, начал свой доклад с перечисления сообществ разработчиков, с которыми на постоянной основе контактирует компания (Fedora, JBoss.org, Spacewalk), а потом рассказал о бизнес-модели своей компании. Бизнес-модель Red Hat, отметил он, основывается на базовых принципах, общих для всех вендоров СПО, — отсутствие лицензионных выплат, наличие годовых платежей, подразумевающих не только получение продукта, но и обширную техническую поддержку. Последняя включает в числе прочего не только поддержку исходного кода продукта, но и сертификацию на совместимость с продуктами других поставщиков, обновления в плане развития продукта, устранение багов и уязвимостей. Срок поддержки дистрибутива от Red Hat, обратил внимание Андрей Маркелов, — 13 лет, а длина продуктовой линейки такова, что имеет право претендовать на возможность построения комплексной ИТ-инфраструктуры предприятия на базе СПО-решений. Эта линейка включает, в частности, систему управления жизненным циклом серверов и приложений Satellite Server (обновление серверов, установка новых, управление файлами конфигурации, мониторинг производительности, динамическое перераспределение нагрузки). Еще одно решение — Red Hat Enterprise Virtualization — позволяет создавать виртуальные рабочие места с интерфейсом стандартного ПК. Как рассказал г-н Маркелов, данный продукт по функциональным возможностям находится на уровне VMware v.4, чего вполне достаточно для большинства заказчиков сектора СМБ (по статистике 80% предприятий используют лишь 20% функционала, напомнил представитель Red Hat). Имеются в арсенале компании и продукты для построения гибридных облаков.
Длительность периода поддержки своих продуктов у SUSE, еще одной известной на рынке СПО компании, чуть меньше — 10 лет, обновления выходят раз в полтора года, а большие релизы — примерно раз в четыре-пять лет. Что касается базовых подходов к бизнес-модели компании, она вполне типична для СПО-вендоров на нынешней стадии развития рынка. Помимо того что SUSE, разумеется, продает не лицензии, а годовую подписку на продукты, в рамках которой оказывает техническую поддержку, ее продуктовая линейка также стремится закрыть все участки ИТ-инфраструктуры заказчика — об этом и многом другом рассказал Кирилл Степанов, системный инженер SUSE.
Выход очередного сервис-пака (SLE 11 SP3) для SUSE Linux Enterprise запланирован на лето, отметил представитель SUSE. Поддержка SUSE LE, напомнил он, предполагает сертификацию не только приложений Linux, но и аппаратной части ИТ-инфраструктуры предприятия, а также обеспечение вопросов безопасности. В числе других решений SUSE имеется и облачное — SUSE Cloud — свободное решение на базе Open Stack для построения частных облаков.
Реалии ИТ-рынка сегодня таковы, что поставщики СПО-продуктов и проприетарные вендоры, конкурируя друг с другом, вместе с тем вынуждены и сотрудничать. Кирилл Степанов рассказал о технологическом партнерстве SUSE и Microsoft (взаимная поддержка средств визуализации, улучшение совместных форматов документов, интеграция систем управления), SUSE и SAP (совместная сборка SUSE Linux SAP), SUSE и VMware (поддержка решения SUSE Linux Enterprise, входящего в стандартную лицензию vSphere 5).
Кирилл Степанов напомнил, что, если сравнивать продукты различных поставщиков продуктов на базе Linux (Red Hat LE, SUSE LE, ROSA и др.), то по сути они отличаются лишь условиями поддержки, а исходный код, разрабатываемый сообществами, — один. Основной вклад в разработку ядра Linux вносят сообщества независимых разработчиков, отметил докладчик, но и специалисты проприетарных вендоров тоже достаточно активно участвуют в этом процессе (после “комьюнити” в четверку основных участников процесса входят, в порядке убывания вклада, — Red Hat, SUSE, Intel, IBM).
Бизнес-модель российской компании “РОСА” — разработчика операционной системы ROSA, еще одного известного на рынке решения на базе Linux, несколько отличается от двух предыдущих. Компания пошла по пути вывода на рынок комплексного, пакетного предложения, включающего собственно СПО-продукт, специализированный ПК и пакет сервисов системного интегратора. Юлия Никитина-Атилла, директор коммерческого департамента компании, рассказала, что в целях реализации данной модели были заключены соответствующие соглашения с компанией-производителем компьютерной техники Arbyte и поставщиком сервисов “ЮНИТ-оргтехника”.
Бизнес СМБ — точечные решения
Алексей Сорокин, представитель компании Siberium, свой доклад по открытым решениям для сектора СМБ начал с фундаментального вопроса — какие российские предприятия следует относить к данному сектору? Ответ в российских условиях не вполне очевиден. У западных компаний, напомнил докладчик, есть достаточно четкая внутренняя классификация. Oracle, привел пример г-н Сорокин, к сектору СМБ относит предприятия с годовым оборотом до 150 млн. долл., SAP — до 100 млн. евро. В России, отметил он, предприятия данного сектора “никто не квалифицировал”. Месте с тем, независимо от конкретного размера бизнеса, для многих относительно небольших российских предприятий при невысоких оборотах характерно полноценное производство и сложная логистика, т. е. с точки зрения ИТ требуется полноценная достаточно мощная ERP-платформа, по функционалу — на уровне западной, а позволить себе ее по экономическим соображениям российские предприятия не могут. Здесь и могут выручить (и уже выручают) СПО-платформы, и один из вариантов решения данной коллизии — платформа разработки компании Siberium на базе Adempiere. Данный продукт, по словам Алексея Сорокина, “ERP-решение, а не платформа для программирования”, и если кастомизация продукта на стадии внедрения превышает 10—15% — это ЧП.
С еще одним докладом по сектору СМБ выступил Сергей Бессонов, представитель “Элсис” — компании, работающей в основном с малыми предприятиями и учреждениями образования Нижнего Новгорода. Видимо, чтобы проиллюстрировать специфическую сложность реализации малых проектов, докладчик посетовал, что отдельные из его заказчиков поначалу “не умели отправлять SMS”. В числе достоинств СПО-продуктов Сергей Бессонов обозначил широкие возможности по доработке под требования заказчика, нулевую стоимость лицензий и открытые стандарты. В числе свободных продуктов, используемых компанией для создания собственных решений для небольших предприятий, докладчик назвал OpenLDAP, NFS, Zimbra, FreeNX, Alfresco. К особенностям рынка СПО в России Сергей Бессонов отнес то, что готовых интегрированных предложений на рынке пока еще “очень мало”.
В заключительной части секции ее участники обсудили глобальные проблемы рынка СПО в России и отметили крайне низкую пока активность государства в плане реального продвижения решений на базе СПО несмотря на наличие некоторой нормативной базы и решений на уровне главы правительства (Распоряжение № 2299-Р от 17 декабря 2010 г., утвердившее, как известно, “план перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование СПО на 2011—2015 гг.”). Между тем, как показывает опыт развитых рынков, именно государство может стать мощным мотиватором в развитии СПО — по крайней мере, на начальном этапе становления рынка. И коммерческие организации, как показывает опыт, начинают расценивать СПО-продукты как достойные внимания уже после того, как государство их заметит.
Можно предположить, что одним из факторов, который в ближайшем будущем будет все сильнее обращать внимание бизнеса на СПО-продукты — повышенная активность поставщиков проприетарного ПО в борьбе с пиратством, судя по победным реляциям — временами довольно успешная. Думается, многие российские предприятия — особенно сектора СМБ — уже в скором времени смогут почувствовать на практике и оценить реальный вес лицензионных выплат и задуматься над вопросом, насколько экономически эффективно и, главное, в какой степени неизбежно использование в бизнесе проприетарного ПО.