Помните ли вы 1996-й? Конечно, помните. Клинтон переизбран на второй срок, в Атланте прошли Олимпийские игры, а законодательное собрание утвердило Акт Клингера — Коэна (АКК). Данный акт, также известный как Закон о реформе управления информационными технологиями 1996 года, стал основополагающим законом в области управления ИТ в федеральных структурах. До АКК только Управление служб общего назначения США имело исключительное право на приобретение товаров и услуг в области ИТ для всех федеральных агентств. По этой причине приобретение ИТ-систем становилось дорогостоящим и неэффективным процессом. До принятия АКК у агентств не было своего CIO, то есть решения по выбору ИТ принимались руководителем агентства или финансовым директором.
Будущее Программы по контролю за планированием капиталовложений и инвестициями туманно, но требования к прозрачности федеральных затрат на ИТ в США будут только расти.
В основе АКК и, следовательно, Программы по контролю за планированием капиталовложений и инвестициями (КПКИ) лежит факт подписания федеральным агентством так называемых Приложения 53 и Приложения 300. Приложение 53 — это подробный перечень всех капиталовложений агентства в области ИТ, от самого значительного до самого малого, а Приложение 300 — более детальное описание самых крупных ИТ-инвестиций агентства. Приложение 300 представляет собой обзор факторов, объясняющих необходимость инвестиций, критерии успеха проектов, ожидаемые результаты и планируемые долгосрочные издержки. Оба приложения отправляются на утверждение Административно-бюджетному управлению при президенте США.
Преимущества и недостатки
Не удивительно, что при исполнении АКК многие столкнулись с проблемами. Подготовленные Конгрессом отчеты зачастую отмечали недостаток контроля за исполнением закона; на CIO агентств приходился слишком большой оборот средств; практики заключения контрактов и приобретения не всегда были адекватны; в Приложении 300 отсутствовали критерии успеха проекта; имело место несоответствие практическим рекомендациям по управлению инвестициями. Помимо этого пользователи жаловались на то, что действия по обеспечению соответствия требованиям Административно-бюджетного управления совершаются ради самого соответствия. Один из менеджеров проекта сообщил, что у него два набора книг: первый — для того, чтобы следовать детальным рекомендациям Управления, а второй — чтобы следовать требованиям самого агентства.
Однако при всех трудностях прогресс с момента принятия АКК заметен. В частности, был сформирован федеральный совет ИТ-директоров, который включил в закон требование обмениваться практическими советами по эффективному управлению информацией. Члены администрации постоянно поддерживали вопрос необходимости приводить различные бизнес-подходы в соответствие с потребностями агентства посредством таких инициатив, как Президентская программа управления и построение Федеральной архитектуры учреждений. Администрация Обамы добилась большей прозрачности процессов, внедрив IT Dashboard — онлайн-ресурс, где можно ознакомиться с Приложениями 53 и 300 каждого федерального агентства. В последнее время были попытки повысить прозрачность агентств с помощью проверок проектов Административно-бюджетным управлением и одобрения решений по закупкам Департаментами технического учета и учета продукции.
Взгляд в будущее
Несмотря на большие различия в результатах проверок, соблюдение АКК все еще является крайне необходимой политикой, направленной на поддержку и контроль федеральных затрат на ИТ. Спустя семнадцать лет после принятия закона мы продолжаем развивать изначальную концепцию, стремясь превратить процесс закупки ИТ-систем в неотъемлемую часть эффективных бизнес-процессов. Дальновидные CIO должны ожидать следующего.
1. Изменения.
Ежегодно Административно-бюджетное управление публикует новый свод рекомендаций. Каждая администрация стремится внести свой вклад в развитие ИТ, подчеркивая новые элементы АКК. Перемены эти могут быть незначительными и представлять собой небольшие запросы данных относительно Приложения 53 или 300, но в такой же мере они могут быть и весьма масштабными, например, могут предполагать публичное размещение описания случаев инвестирования в Интернете. Таким образом, каждое федеральное агентство должно концентрировать усилия на основных положениях АКК. Джанель Б. Мур, директор федерального форума по КПКИ, считает: “Когда CIO начнут следить за тем, чтобы строгие принципы управления проектами применялись к любым портфелям ИТ-решений, им станет легко готовить отчеты по соответствию критериям стоимости, порядка, уровня риска и производительности. Вне зависимости от того, кто работает в федеральной структуре и какие кадровые перестановки могут произойти, CIO всегда будут готовы отчитаться перед Административно-бюджетным управлением, так как перечисленные критерии являются самыми важными”.
2. Ориентировочные показатели.
Если принять во внимание, что федеральное правительство тратит на ИТ более 80 млрд. долл. в год (что больше, чем годовая выручка Google и Amazon вместе взятых), очевидно, что затраты федеральных агентств должны строго контролироваться. Контроль за расходами потребует от агентств доказательств, что деньги налогоплательщиков потрачены должным образом. ИТ-директорам федеральных агентств следует иметь четкое представление об индивидуальной стоимости предоставляемых услуг. Например, агентству необходима информация о том, сколько стоят услуги диспетчерской службы в пересчете на человека и как это сопоставимо с отраслевыми стандартами. Но процесс приведения стоимости в соответствие с ориентировочными показателями на этом не заканчивается. Нужно, чтобы каждый показатель, связанный с бюджетными расходами, соотносился с показателем эффективности. Продолжая пример диспетчерской службы, CIO также должны быть осведомлены о том, сколько запросов было разрешено в единицу времени или какое количество пользователей положительно оценило опыт общения с диспетчерской службой.
3. Возмещение издержек.
ИТ — это не только расходная статья, это элемент в стратегии развития бизнеса, ресурс, используемый в процессе представления госуслуг. Каждое федеральное агентство должно осмыслить формулировку “ИТ — это бизнес”. Если ИТ-служба считается бизнес-единицей, то ей полагается оплата за предоставление услуг. CIO госструктур должны развивать надежные механизмы для того, чтобы справедливо и беспристрастно распределять затраты на ИТ между потребителями ИТ-услуг. Это поможет агентствам понять истинную стоимость предоставляемых услуг, которая раньше была преуменьшена, так как не было ясности относительно сопутствующих издержек.
Нельзя точно предсказать судьбу КПКИ, но мы можем быть уверены в том, что требования к прозрачности ИТ только возрастут. Таким образом, принятие мер, направленных на адаптацию к изменениям, внедрение ориентировочных показателей и путей возмещения учреждению издержек — важные элементы эффективного подхода к управлению ИТ.