“Всё, что сейчас работает на площадках заказчиков, будет работать в облаке” — так сформулировал облачную стратегию Oracle президент компании Марк Хёрд в своем выступлении на конференции CloudWorld, состоявшейся недавно в Мюнхене.
В этом году Oracle запустила новую серию мероприятий CloudWorld, посвященных исключительно облачной тематике, в ходе которых руководители компании знакомят аудиторию с ходом реализации облачной стратегии, объявленной пару лет назад, и рассказывают о планах на будущее, а заказчики делятся опытом использования облачных сервисов. Это роуд-шоу, которое охватит 10 крупнейших городов мира, показывает, какое значение Oracle сейчас придает облачной тематике. Такое внимание можно понять. Хотя компания лишь недавно стала облачным провайдером, за последний год ее доход от подписки на публичные облачные услуги вырос на 35% и превысил 1 млрд. долл.
По словам Томаса Куриана, вице-президент Oracle по разработке продуктов, на актуальность облачных технологий указывает целый ряд тенденций, в числе которых стремительный рост числа интернет-устройств (к 2020-му ожидается 50 млрд. устройств), количества пользователей мобильных услуг (уже сейчас это 86% населения Земли) и объема данных, а также усиление влияния социальных сетей на бизнес и стоящая перед предприятиями задача модернизации корпоративных приложений, многим из которых уже больше 20 лет.
Облачная архитектура Oracle состоит из прикладных, социальных и платформенных сервисов, являющихся надстройкой над общими инфраструктурными сервисами.
Прикладные сервисы, т. е. доступ к приложениям по модели “ПО как услуга” (Software as a Service, SaaS), включают сервисы для управления кадрами и талантами, продажами и маркетингом, обслуживанием и поддержкой заказчиков, ресурсами предприятия (ERP), бюджетированием и финансовой отчетностью. Некоторые сервисы, в частности два последних, еще находятся на предварительном этапе (preview). По словам Томаса Куриана, система планирования и бюджетирования Hyperion будет доступна в режиме SaaS в конце нынешнего года.
Кроме того, Oracle готовит семейство сервисов для социальных сетей на базе технологий недавно купленной ею компании Eloqua, в которое войдут средства для мониторинга соцстей и участия в них, маркетинга в соцсетях и создания корпоративных соцсетей.
Что касается спроса на прикладные облачные сервисы, то Томас Куриан отметил особую популярность услуг управления кадрами и талантами, обслуживанием и поддержкой заказчиков. В качестве доказательства были показаны видеоролики с выступлениями заказчиков.
Платформенные сервисы (Platform as a Service, PaaS) включают услуги доступа к базе данных Oracle и к системе Java. По данным компании, первым сервисом сейчас пользуются 4800 заказчиков, а вторым — 2500.
Услуги SaaS и PaaS развернуты на общей программно-аппаратной инфраструктуре Oracle (системах Exadata и Exalogic) с применением средств управления для диагностики, мониторинга, управления изменениями и автоматического устранения проблем.
Для предоставления всех этих сервисов Oracle открыла 11 сертифицированных ЦОДов, пять из которых находятся в Северной Америке, три в Западной Европе, два в Азии и один в Австралии. Томас Куриан отказался поделиться планами относительно стран, в которых будут развертываться новые ЦОДы, сказав лишь, что решение будет приниматься в зависимости от спроса на облачные услуги.
Но Oracle, конечно, понимает, что многим заказчикам, особенно из числа государственных организаций, необходимо хранить данные на территории своей страны. Неслучайно недавно компания открыла в Англии второй ЦОД, специально предназначенный для госсектора — крупнейшего клиента в этой стране.
Oracle не одинока в своем стремлении завоевать облачный рынок. Поскольку эта область сейчас является самой “горячей” в мире ИТ, в нее устремились все ведущие игроки, причем каждый старается выделиться на фоне конкурентов. Oracle считает своим главным преимуществом то, что кодовая база облачных и традиционных решений почти полностью совпадает, что позволяет заказчикам легко переключаться между публичными и частными облаками, а также использовать гибридные облака. “Например, многие заказчики используют нашу облачную базу данных для проектов по разработке приложений. Если проект оказывается успешным, приложение можно развернуть в частном или в гибридном облаке, так как заказчику не нужно использовать одну архитектуру в публичном облаке и совершенно другую в частном”, — объяснил Томас Куриан.
Однако он не стал скрывать, что в Oracle переход на облачную модель проходит непросто. “Шесть лет назад мы начали разработку приложений, которые можно использовать как облачные сервисы, и столкнулись с рядом трудностей. Так, с точки зрения обновлений традиционная модель создания программ сильно отличается от облачной. Скажем, обычно выпуск новых версий ERP-систем происходит один раз в год или в два, а облаке — три раза в год. Это требует совсем другого подхода к разработке и способу выпуска обновлений”, — сказал Томас Куриан.
Вторая проблема связана с архитектурой ПО. Традиционно использование ERP-системы предполагает настройку ПО под бизнес-процессы заказчика, но такая кастомизация затрудняет обновление ПО. “Поэтому, — добавил г-н Куриан, — при создании ПО, которое используется как сервис, нужно предусмотреть возможность изменения конфигурации или функциональности системы в рамках набора заложенных в нее возможностей. Но здесь сложность заключается в том, что заказчики по-разному понимают одни и те же термины — например, даже слово “клиент” или “продукт” у них имеет разный смысл”.
Кроме того, выход в облака потребовал перемен и в способе продвижения продуктов. Если раньше заказчики платили сразу и за лицензии, и за поддержку, то теперь они платят за подписку на услуги, причем платежи растянуты во времени. К тому же у них изменился подход к приобретению ПО. Прежде решение принимал ИТ-директор, а теперь, когда речь идет о сервисах, всё большую роль играют бизнес-руководители, отвечающие за кадры, финансы, продажи и т. д. “Поэтому нам пришлось изменить метод продаж продуктов. Мы увеличили команду торговых представителей и провели их обучение, чтобы они могли вести переговоры с бизнес-руководителями”, — отметил Томас Куриан.
По его словам, эти усилия приносят плоды благодаря расширению клиентской базы по двум направлениям. Во-первых, SaaS-решения позволили привлечь заказчиков из малого и среднего бизнеса, которые раньше не использовали продукты Oracle. “Они не покупали нашу базу данных, ПО промежуточного уровня и ERP-системы, — сказал Томас Куриан. — Но их заинтересовали SaaS-решения для взаимоотношениям с заказчиками, управления кадрами и др. Так что с выходом в облака у нас появился целый новый сегмент заказчиков. Кроме того, облачная модель позволяет нам расширять круг пользователей и у наших традиционных клиентов. Например, когда система Hyperion продвигалась как традиционное ПО, ее использовали только руководители, отвечающие за финансы и планирование бюджета. Но на предприятиях работают и другие сотрудники, которым пригодился бы этот инструмент. Теперь они могут получить к нему доступ с помощью модели SaaS. Таким образом нам удается охватить новых пользователей, которые раньше не применяли наши продукты”.
Заказчики тоже не остаются в накладе. По словам Марка Хёрда, сейчас ИТ-бюджеты предприятий растут на 1—2% в год и практически полностью идут на поддержку имеющейся инфраструктуры, а на инновационные проекты почти ничего не остается. По его мнению, переход на облачную модель позволит решить эту проблему. В качестве доказательства он привел результаты опроса, согласно которому 80% бизнес-руководителей видят в облачной технологии трамплин для увеличения гибкости, адаптируемости и инноваций.