Компания BenQ поделилась результатами проходившей в прошлом году программы, в рамках которой 26 крупнейших мировых вузов бесплатно получили новые лазерные проекторы LW61ST. В России участниками эксперимента стали МГУ, НИУ ВШЭ, Новосибирский государственный университет и Казанская государственная медицинская академия. Всего было поставлено 36 проекторов
По словам Юрия Студеникина, главы BenQ в России, у программы было две цели. Одна из них заключалась в сборе отзывов от пользователей на предмет учета при дальнейшей разработке проекторов для образовательного сектора, а вторая состояла в демонстрации возможностей мультимедиа в процессе обучения. В результате эксперимента был сделан вывод: переход от традиционной доски к современным трехмерным проекторным технологиям способствует лучшему восприятию и более качественному усвоению учебного материала. “Ни в какой другой области проекционная техника не может так сильно повлиять на качество, как в образовании, — уверен Юрий Студеникин. — Но к сожалению, образовательные учреждения еще далеко не полностью используют возможности этой техники”.
С ним согласен Борис Сердюков, старший преподаватель кафедры экономической информатики экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова: “Проекторы и интерактивные доски существенно повышают эффективность учебного процесса по сравнению с обычной классной доской, но получить полную отдачу от них мешает ряд препятствий”.
Не секрет, что у бюджетных организаций есть сложности с закупкой техники и ПО. “Возьмем, к примеру, ФЗ-94 о проведении тендеров, — сказал Борис Сердюков. — Этот закон не всегда позволяет купить качественный товар за минимальную цену. Бывает, что товар оставляет желать лучшего. Кроме того, из-за участия в тендерах теряется много времени на оформление документации, а потом оказывается, что победитель конкурса не может поставить всё, что нужно. С этим мы сталкиваемся довольно часто”.
Государство предлагает ряд программ для развития образования, но, по словам г-на Сердюкова, они не решают всех проблем: “Так, в рамках одной из таких программ университет закупил комплекты для видеоконференций и смонтировали класс. Но единственный минус — не купили оборудование для выхода в глобальную сеть. Поэтому сейчас есть связь только с главным зданием МГУ, а для проведения дистанционных занятий в филиалах в других городах мы используем веб-камеру и микрофон. Но такой режим не обеспечивает обратной связи”.
Другая проблема с продвижением ИТ в сфере образования связана с обучением преподавателей и касается их мотивации. Многие из них уже не столь молоды и не хотят учиться, утверждая, что всегда прекрасно преподавали и без этих новшеств.
Есть и трудности с подготовкой мультимедийных учебных материалов. Это требует много времени и труда, но преподавателям данная работа никак не оплачивается. “Это серьезно тормозит расширение использования современных ИТ в образовании, — считает Борис Сердюков. — У меня, допустим, на подготовку часовой презентации уходит пять часов”.
По его мнению, решить последнюю проблему позволило бы взаимодействие со специалистами по разработке контента. В России есть немало компаний, сфокусированных на этой деятельности и заинтересованных в сотрудничестве с образовательным сектором. Например, Михаил Петров, руководитель лаборатории информационных решений “Медиакоманда”, представил систему MK Presentation Framework для подготовки мультимедийного контента и сказал, что компания готова проводить гибкую ценовую политику для учебных заведений.
Что касается опыта использования нового проектора BenQ, то Борис Сердюков высоко оценил его возможности. Прежде всего это касается срока службы. Проектор безламповый и может работать без обслуживания порядка 20 тыс. ч, а в ламповых надо менять лампы через каждые 2000 ч, при этом новый комплект ламп стоит тысячу долларов. Другими преимуществами, по его мнению, являются существенное уменьшение энергопотребления и массы модели LW61ST по сравнению с другими проекторами с аналогичными характеристиками и появление дополнительных настроек и возможности считывания информации с карт памяти и по Wi-Fi.
Но г-н Сердюков отметил и недостатки, такие как небольшая светосила и довольно высокая стоимость проектора, которая, впрочем, снижается. Юрий Студеникин подтвердил, что сейчас лазерная техника стоит дороже ламповой, но подчеркнул, что совокупная стоимость владения у нее ниже за счет экономии на замене ламп и сокращении электропотребления.
Кроме того, пользователи из образовательных учреждений высказали пожелания по увеличению яркости проекторов и расширению возможностей подключения к различным беспроводным устройствам. BenQ уже добавила поддержку ОС Android (раньше была лишь поддержка iOS) и обещает повысить яркость.
BenQ выпускает проекторы только на базе технологии DLP (Digital Light Processing), занимая 72% мирового рынка DLP-техники. Технология DLP была создана в 1987 г. компанией Texas Instruments, до сих пор являющейся единственным производителем микросхем на ее основе. Роджер Карвер, глава направления прямой проекции Texas Instruments, рассказал, что один DLP-чип содержит до нескольких миллионов микрозеркал, которые представляют собой один пиксел проецируемого изображения и очень быстро движутся независимо друг от друга. Сейчас TI производит разные типы чипов — для мобильных телефонов, планшетов, проекторов и цифровых кинотеатров. “Никакая другая технология изображения не имеет столько вариантов применения, — сказал Роджер Карвер. — Например, с прошлого года DLP начали использовать в медицине”.
Но основным направлением остается проекционная техника. Так, в 2010-м появились проекторы без ламп, и на сегодняшний день DLP является единственной технологией для производства безламповых проекторов. “Мы всегда были сфокусированы на образовании, — подчеркнул Роджер Карвер. — У лазерных проекторов есть серьезные преимущества в этом секторе — например, возможность получать 3D-изображения с помощью одного проектора вместо двух и использовать интерактивность без покупки дорогой интерактивной доски”.