Российский рынок ИБП по своему характеру постепенно приближается к рынкам развитых стран — как отмечают аналитики и эксперты, в 2012-м сохранилась тенденция к “утяжелению” востребованных заказчиками устройств и смещению центра тяжести рынка в сторону решений для защиты корпоративной инфраструктуры. Нетрудно предположить, что в ближайшие годы данная тенденция будет определять основные изменения в продуктовом портфеле, расстановке приоритетов и стратегии продаж основных игроков рынка. В первую очередь это относится к тем из них, кого причисляют к глобальным производителям второго эшелона, значительная часть бизнеса которых приходится на массовый сегмент недорогих ИБП для малых офисов и домашних пользователей. Эти вопросы, в частности, были затронуты в беседе 1-го заместителя главного редактора PC Week/RE Игоря Лапинского c вице-президентом тайваньской компании Powercom Сэнди Ченг и главой ее представительства в России Константином Ермаковым.
PC Week: Топ-менеджеры Powercom не часто приезжают в Россию. Может быть, это потому, что гораздо большие по своим размерам, а соответственно и более значимые рынки Китая и Индии территориально находятся ближе к Тайваню?
Сэнди Ченг: Если выделять наиболее значимые для нас рынки сбыта, то наряду с Китаем я бы отметила как раз Россию, а не Индию. Индийский рынок огромен, но для него характерны низкие цены. Честно говоря, нам трудно там работать, поскольку мы представлены на глобальном рынке и стремимся к усилению своих позиций на нем, а Индия требует принятия и реализации отдельной стратегии. Поэтому на данном этапе мы, скорее, присматриваемся к этому рынку, анализируем ситуацию.
PC Week: Powercom представлена и в ряде развитых стран. В чем для вас проявляются основные различия рынков развитых стран и развивающихся?
С. Ч.: В ряде европейских стран мы отмечаем стабилизацию рынков ИБП, что обусловлено кризисными явлениями в европейской экономике. В сравнении с ними ситуация в России, напротив, была очень благоприятной, и мы вполне удовлетворены итогами нашей деятельности здесь в прошлом году. Схожее положение дел мы наблюдаем и в странах Юго-Восточной Азии, а также Южной Америки, где рынки тоже продолжали развиваться.
PC Week: Судя по тем цифрам, которые представлены на российском веб-сайте Powercom, в период с 1997 по 2010 гг. в бизнесе компании отмечались и заметные всплески, и периоды весьма умеренного роста. При этом в 2010-м был зафиксирован наиболее высокий рост — на 41%. А какими для вас оказались последние два года?
С. Ч.: По росту оборота 2010 г. оказался наиболее успешным для Powercom за всю историю компании. В последние же два года наблюдалось некоторое снижение дохода, если иметь в виду компанию в целом. Дело в том, что развиваемое нами наряду с источниками бесперебойного питания (для нас это наиболее развитый и стабильный бизнес) направление солнечной энергетики в последние два года переживало не лучшие времена в связи с общим значительным спадом в этой индустрии, что не могло не отразиться на нашем обороте.
PC Week: Вероятно, этим же объясняется и то, что на данный момент котировки акций Powercom находятся на минимальном за последние пять лет уровне?
С. Ч.: Безусловно. Как публичная компания, мы вынуждены отражать в финансовом отчете и свои потери. Я думаю, что в нынешнем году наши акции опять поднимутся, но тут всё определяют настроения инвесторов, и с этим ничего не поделаешь.
PC Week: Какие вопросы сейчас находятся в центре обсуждения руководства Powercom и российского офиса компании?
С. Ч.: Таких немало. Это и текущие вопросы, касающиеся особенностей выполняемых здесь проектов, и вопросы стратегического развития. Российский рынок ИБП смещается в сторону инфраструктурных решений, и мы будем усиливать это направление, поскольку, как я уже отметила, Россия — важный для нас рынок. В нашем портфолио есть предложения и для массового рынка, и для рынка инфраструктурных решений, поэтому сейчас стоит задача скорректировать нашу стратегию в России и представленный здесь набор продуктов так, чтобы они соответствовали отмечаемым здесь тенденциям. В принципе мы к этому готовы, но заинтересованы также в том, чтобы максимально учесть потребности местных заказчиков и, если потребуется, внести необходимые изменения в наши новые продукты, чтобы повысить их конкурентоспособность на российском рынке. Кроме того, мы обсуждаем вопросы улучшения программного обеспечения, которое можем предложить заказчикам, а также возможности ускорения наших рабочих процессов.
PC Week: Рынок ИБП существует уже много лет, и столько же времени совершенствуется программное обеспечение для таких решений. Тем не менее здесь еще есть вопросы?
Константин Ермаков: Я бы сказал, что качество и возможности ПО для систем бесперебойного питания сегодня имеют критически важное значение. В данном случае я говорю о ПО для корпоративного рынка, а не для сегмента SoHo. Вопросов здесь еще очень много, и связаны они в основном с масштабируемостью решений, организацией и глубиной мониторинга узлов ИБП.
PC Week: С технологической точки зрения рынок ИБП довольно консервативен — мы уже давно не слышали о прорывных технологиях в этой сфере. На чем помимо ПО сейчас сосредоточены основные усилия R&D-подразделения Powercom?
С. Ч.: Сейчас внимание наших разработчиков сфокусировано прежде всего на онлайновых ИБП и совершенствовании их параметров, например, в плане повышения коэффициента мощности, фактически определяющего энергоэффективность решения. Поскольку мы движемся в сторону high-end-решений, возникает необходимость в их кастомизации, а также выпуске модификаций под требования конкретных рынков, в том числе России. Главным образом этим мы и будем заниматься в ближайшие два года.
PC Week: В каких пропорциях на данный момент в вашем глобальном бизнесе представлены направления массовых ИБП (B2С) и корпоративных решений (B2B) и как эти пропорции будут меняться в перспективе?
С. Ч.: Сегодня в структуре нашего глобального бизнеса направление B2C составляет порядка 60%. Мы по-прежнему считаем его перспективным для нас на ближайшее будущее (прежде всего в странах Юго-Восточной Азии), но ожидаем, что его доля будет снижаться. Я вполне допускаю, что уже в следующем году она составит порядка 50%, то есть доли направлений B2C и B2B будут сопоставимы.
PC Week: А каковы ваши ожидания в отношении российского рынка массовых ИБП для сегмента SoHo и домашних пользователей? Похоже, здесь рассчитывать на рост уже не приходится…
К. Е.: С заменой десктопов ноутбуками, казалось бы, спрос на маломощные ИБП должен упасть, но в домах появляются системы хранения, точки доступа и т. д., так что устройств, которые требуют защиты питания, становится даже больше. Проблемы этого рынка сейчас лежат в другой плоскости: нужны ИБП с евророзетками (это обязательно, это сейчас тренд), улучшенные стабилизаторы, более умная электроника, снижающая энергопотребление. Определяющими факторами на этом рынке будут доступность моделей с необходимыми характеристиками в сбытовых сетях и простота их выбора для конечного пользователя.
PC Week: Для вендоров многое также будет зависеть от масштаба и эффективности партнерской сети. Как известно, с 1 апреля в России действует новая партнерская программа Powercom. Чем вызваны изменения в ней?
К. E.: Сегодня мы работаем на нескольких рынках и с разными типами партнеров: реселлерами, розничными сетями, системными интеграторами, компаниями, специализирующимися на госзакупках, и т. д. Совершенно очевидно, что у них разные интересы и потребности. Одним интересен рибейт, другим — скидка под проект и защита со стороны вендора, третьим — маркетинговая поддержка или комбинация разных условий. Поэтому в новой программе мы отказались от стандартного подхода к партнерам (в частности, в виде единой рибейтной сетки) в пользу индивидуального — условия работы с Powercom обсуждаются с каждым партнером отдельно. Нам работать в такой ситуации труднее, но партнеры от этого только выигрывают.
Мы также снизили порог авторизации, чтобы привлечь партнеров средней величины и компании, ранее с нами не работавшие. Рассчитываем, что это позволит нам расширить географию присутствия Powercom и повысить управляемость сбытом нашей продукции.
PC Week: Насколько я знаю, Powercom имеет в нашей стране партнеров и по направлению солнечных систем питания. У него есть перспективы в России?
К. Е.: Действительно, у нас есть два партнера, которые занимаются альтернативной энергетикой. Они продают наши панели и инверторы к ним — всё это уже два года доступно на нашем складе. Но самое интересное — они пишут софт для мониторинга эффективности солнечных панелей, и у них есть реальные проекты, хотя в России это нишевый рынок. И дело не в климатических особенностях страны. Несколько лет назад мы заказывали исследование солнечной активности в различных регионах — солнца достаточно во многих из них. Так что проблема не в малочисленности солнечных дней, а в отсутствии поддержки этого направления со стороны государства. Все европейские страны субсидируют приобретение солнечных панелей, поэтому, например, в Испании они окупаются за пять лет. А у нас — за пятнадцать, а потому ставят их энтузиасты. Нередко используют их также для питания базовых станций сотовой связи в удаленных районах. Но в целом вопросы развития этого направления нужно решать на государственном уровне.
PC Week/RE: Спасибо за беседу.