На прошедшей в мае московской конференции “Эко-город: smart city”, проведенной информагентством союзов архитекторов “Архитектор” и некоммерческим партнерством “Разумный город”, отмечалось, что для современных городов характерен ускоренный рост: в них сегодня живет около 50% населения планеты, а к 2050-му ожидается увеличение до 70%. В России, согласно предварительным итогам переписи населения 2010 г., доля городского населения оценивается в 73,7%.
Методики, технологии и подходы, объединенные концепцией smart city, позволяют эффективно применять новые разработки для решения практических задач, стоящих перед современным мегаполисом. Например, решение экологической проблемы позволяет, по мнению экспертов, сделать город более стабильным. В таком городе учитывается влияние всех его систем и граждан на окружающую среду, делается акцент на эффективное потребление энергии и воды, на качество продуктов питания, снижение загрязнений воды и воздуха, грамотную утилизацию или преобразование отходов.
Евгений Соломатин, директор по развитию “Коминфо Консалтинг”, полагает, что телекоммуникации и ИТ — основа жизни города, с помощью этих технологий можно решить целый ряд проблем, в том числе на транспорте, в энергетике, ЖКХ и т. д. Цели умного эко-города заключаются в повышении качества и комфортности жизни граждан; в социальной, деловой и культурной самодостаточности; в обеспечении прозрачности взаимодействия властей и граждан; в соблюдении экологических стандартов; в использовании интеллектуальных транспортных систем и новых ИКТ; внедрении инновационных технологий энергетики, транспорта и строительства; эффективности и продуктивности всех процессов; взаимосвязанности всех аспектов развития города.
Разумные эко-города в мире
Руководитель “Некоммерческого партнерства по проведению экспертизы в области промышленности и энергетики” Георгий Афанасьев привел данные о развитии эко-городов, полученные из таких аналитических источников, как USGBC, Pike Research, Gbiresearch, Green Building Market Barometr. Так, по состоянию на июнь 2012 г. 2 млрд. м2 площадей в домостроительстве в 130 странах сертифицировано LEED (международная система сертификации зеленого домостроительства), из них 60% приходится на США.
Мировой рынок зеленого строительства в 2010 г. составил 194,6 млрд. долл., прогноз на в 2015-й — 608,8 млрд. долл. При этом на общественные и коммерческие здания приходится доля этого рынка в 49%, на промышленность — 24%, на транспорт — 5%.
Мировой рынок энергоэффективного строительства: в 2011-м — 67,9 млрд. долл., а в 2015-м — 103,5 млрд. долл.
Эффект от зеленого строительства обеспечивает увеличение энергоэффективности на 30%, снижение выбросов СО2 и расхода воды на 30—50%, уменьшение денежных расходов на 50—90%.
К сожалению, по данным приведенных источников в десятку стран-лидеров по числу зеленых зданий, среди которых США, Китай, ОАЭ, Индия, Бразилия и др., наша страна не попала.
Георгий Афанасьев также сослался на данные МБТ (Международное бюро труда) и МИСТИ (Международный институт социально-трудовых исследований), согласно которым устойчивое развитие зеленого строительства создает инновационные типы малого и среднего бизнеса, такие как оснащение строений системой “умный дом”, установка и обслуживание эффективного экологичного оборудования и др., и приводит к изменению структуры и увеличению объема занятости населения. В зеленой энергетике перспективными могут оказаться, например, проектирование и производство генерирующих и сопутствующих машин, оказание энергосервисных услуг, что также приведет к значительному росту рабочих мест.
Ольга Сигаль, директор по продажам, коммуникациям, медиа и высоким технологиям Accenture, основываясь на зарубежном опыте реализации компанией Accenture интеллектуальных решений, представила свое видение концепции “умного города”: в нем граждане и поставщики услуг получают актуальную информацию на основе данных, собранных через встроенные датчики, аналитики в реальном времени и повсеместных коммуникаций.
Такой город обладает масштабируемой многоуровневой инфраструктурой на единой платформе предоставления услуг под управлением “Городской OS” (городская операционная система), через которую жители получают возможность активно использовать его основные ресурсы.
В Accenture считают, что планирование стратегии города, услуг и цифровой инфраструктуры будет иметь решающее значение в обеспечении его долгосрочной экономической устойчивости.
В международной практике уже несколько десятков городов и регионов (Амстердам, Боулдер, Дубай, Малага, Мальта, Ханой, Йокогама и пр.) реализуют подобные программы развития, каждая из которых достаточно индивидуальна, отметила Ольга Сигаль.
Евгений Соломатин (на основе данных Co.Exist) назвал топ-10 умных городов мира: Вена, Торонто, Париж, Нью-Йорк, Лондон, Токио, Берлин, Копенгаген, Гонконг, Барселона. В то же время, сославшись на данные инновационного агентства 2thinknow, он сообщил, что по рейтингу инновационности из 331 города мира (на 2011 г.) Санкт-Петербург занимает 122-е место, Москва — 194-е, Ростов-на-Дону — 300-е, Нижний Новгород — 308-е. Это означает, что по эффективности городов мы пока “первые с конца”. В показатели эффективности включены электронное правительство, прозрачность и открытость данных, энергетика, ЖКХ, бизнес и инновации и т. п.
Перспективы эко-городов в России
На форуме прозвучали как оптимистические, так и пессимистические прогнозы по развитию эко-городов в нашей стране.
Так, Антон Кульбачевский, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, с оптимизмом сообщил, что ожидаемая суммарная экономия за 2011—2016 гг. от реализации городских программ составит 18 698 млн. кВт•ч электрической энергии, 28 775 тыс. Гкал тепловой энергии, 935 млн. м3 воды и 4762 млн. м3 природного газа. Все это приведет к суммарному сокращению выброса парниковых газов в атмосферу на 28 627 тыс. т (в эквиваленте CO2).
Однако Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, уверен: “Без разумного развития всей страны невозможно создание разумных эко-городов. Сегодня реализуется тупиковый вариант, поскольку две трети всех средств, выделяемых на решение транспортных проблем в стране, тратится в 50-километровой зоне вокруг Кремля”. При этом, считает он, технологическая связанность транспортной сети на периферии Москвы равна нулю, что при возникновении аварии в любом месте приводит к остановке транспорта в целом районе города.
Георгий Афанасьев, настроенный более оптимистично, представил концепцию преобразования малых городов на примере предложенного для реализации в Елабуге (Татарстан) проекта “Зеленый город”. Проект планируется реализовать в несколько этапов: формирование общественного мнения; создание территории здоровья и экологически чистой среды, в том числе с помощью городского пчеловодства; озеленение улиц и зданий; повышение экологичности городских инфраструктур; производство натуральных продуктов. “Сложность работы по перепланировке городов оправдывает цель. У людей появится желание жить в таких городах, ведь “Зеленый город” — это не только зеленые растения, это образ жизни”, — пояснил он.
При этом придется создавать новое автоматизированное оборудование и среди профессий будущего; по его мнению, появится, например, проектировщик городских пневматических мусорных систем.
В то же время создание умного эко-города требует решения целого ряда проблем.
Управление отходами
Станислав Степанов, президент Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ), отметил, что в Москве в условиях постоянного роста объемов образующихся отходов отсутствует современная логистика их перемещения и переработки, а также оптимальная система управления отходами. Он изложил разработанные МНЭПУ концептуальные подходы к управлению ими, предусматривающие “превращение отходов в доходы”. В частности, предложена схема оборота товаров, содержащих электронику, путем возврата производителю отработавшей техники на утилизацию и т. п.
Что касается накопления отходов в мире, то, по его данным, сегодня в среднем на каждого жителя планеты в год приходится около 20 т сырья, которое с использованием 800 т воды и 2,5 кВт энергии перерабатывается в продукты потребления и примерно 90—98% идет в отходы. При этом доля бытовых отходов на одного человека составляет от 0,3 до 0,6 т в год. Остальное составляют отходы промышленные. По масштабам извлекаемого и перерабатываемого сырья на уровне 100 Гт в год хозяйственная деятельность человека приблизилась к деятельности биоты (совокупность организмов, обитающих на Земле) — 1000 Гт в год и превзошла вулканическую деятельность планеты — 10 Гт в год. Если не создавать эффективные системы управления на основе современных технологий, то в своих отходах человечество может утонуть, заявил он.
Георгий Афанасьев дополнил коллегу, отметив, что развитие направления управления отходами в зеленых городах приведет к созданию систем принципиально нового типа, таких как автоматические вакуумные системы для сборки мусора, и даже… к появлению мусорных баков на солнечных батареях.
Энергосбережение
Олег Бяхов, исполнительный директор “IBM Восточная Европа/Азия”, член Экспертного совета при Правительстве РФ, рассказал об опыте внедрения энергосберегающих систем с интеллектуальными датчиками в ряде стран — Англии, Германии, США и др., — отметив, что с технической точки зрения оснащение жилых помещений такими приборами не вызывает трудностей. Энергетические компании, инвестировавшие проекты, рассчитывали, что нагрузка в электросетях будет распределяться более равномерно, поскольку потребителей заинтересуют льготные тарифы, и не потребуется ввод дополнительных мощностей в виде электроподстанций. Неожиданно для инвесторов этот опыт оказался неудачным: перераспределения нагрузки с часов пик на другое время не произошло, и инвестиции в создание таких систем не оправдались. Аналитики выяснили, что для эффективного использования энергосберегающих систем требовалось обучение потребителей, которые не понимали, за счет чего и в каком размере достигается экономия электроэнергии.
Как отмечалось на форуме, Москва запаздывает в области энергоэффективности, но уже появились города, в которых дома и квартиры оснащены датчиками учета энергии. И, похоже, подобное будущее ожидает и наши города, в которых появятся энергосберегающие системы.
Транспорт
Мнения относительно выбора средств решения транспортных проблем высказывались разные.
Дмитрий Вашурин (Центр организации дорожного движения правительства Москвы) с оптимизмом отметил, что правительство Москвы проводит работы по программе на 2012—2016 гг., предусматривающей решение транспортных проблем.
Антон Кульбачевский назвал один из проектов в области экологии Москвы — развитие электромобильного транспорта. В прошлом году ГКУ “Дирекция по реализации проектов в области экологии и лесоводства” совместно с МОЭСК (“Московская объединенная электросетевая компания”), Ф ГбУ РЭА Минэнерго России и компанией “Револьта” подписала меморандум о реализации программы развития экологически чистого автономного электрического транспорта и зарядной инфраструктуры г. Москвы (программа “Экополис”). Сегодня в МОЭСК действует 28 зарядных станций для электромобилей в Москве. В Москве и Московской области их всего 43.
Однако председатель совета по градостроительству СМА (Союз московских архитекторов) Марк Гурари считает: “Только разгрузка Москвы позволит решить транспортную проблему”.
Безопасность
Кирилл Терентьев, генеральный директор “РТ Лабс”, представил концепцию “Безопасный город” на основе целевой государственной программы, главной задачей которой является обеспечение безопасного проживания людей в каждом населенном пункте нашей страны.
Реализация целевой программы — это общая задача не только полиции, но и городских властей, ГИБДД, ЖКХ, скорой медицинской помощи и служб быстрого реагирования, призванная обеспечить своевременную и скоординированную работу всех служб в чрезвычайных ситуациях, пояснил он.
“Безопасный город” позиционируется как масштабируемая система на основе программно-аппаратной платформы, объединяющей все сферы обеспечения общественной и личной безопасности городских жителей.
Вместе с тем, как отмечалось на форуме, меры по развитию разумных эко-городов в стране находятся в основном на уровне концепций, предложений и программ, незавершенных проектов, к тому же не комплексных и не взаимосвязанных по направлениям.
Кирилл Терентьев, к примеру, отметил: “Мы видим незавершенность реализуемых системных комплексов, предназначенных для обеспечения безопасности граждан”. Такие комплексы должны дополняться системами анализа видеоданных, на основе которых в реальном времени должны приниматься решения по возникающим событиям. Несмотря на большие инвестиции в эту сферу в крупных городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, подобные комплексы не завершены, не решают задачи должным образом, а в регионах из-за экономических проблем вообще отсутствуют возможности реализации подобных проектов.
Не решены проблемы, связанные с ответственностью госорганов — ГИБДД и др. на территориальных границах между субъектами страны. Например, при аварии на такой границе (разделяющей город и область) складывается неоднозначная ситуация — непонятно, кто должен ее разрешать — городские или областные госорганы. “Мы считаем, что в городах должны создаваться общие центры мониторинга, которые четко определяли бы зоны ответственности госорганов”, — пояснил г-н Терентьев.
Родион Левочка, гендиректор “Центрального телеграфа”, уверен, что все существующие городские проблемы власти должны взять под свой контроль и решать с помощью современных технологий.
Ольга Сигаль также полагает, что создание разумных эко-городов в руках федеральных властей.
В целом на форуме сложилось впечатление, что создание разумных эко-городов в России превратилось в некую несбыточную национальную мечту, реализация которой затянулась на неопределенное время несмотря на наличие необходимых технологий и готовность исполнителей реализовывать поставленные задачи.