Сегодня наряду с банковским сектором активно развивается микрофинансирование, предоставляя гражданам и малым предприятиям возможность быстрого получения кредитов.
Усиление конкуренции на этом рынке способствует интересу микрофинансовых организаций (МФО) к изучению реальных и потенциальных клиентов и проведению качественных аналитических исследований о том, кто является лучшим клиентом, кому следует предоставить кредит, а кому отказать.
“Это и есть та ценная информация, которую мы помогаем извлечь из данных, накапливаемых компанией для обоснования решений, принимаемых относительно клиентов, развития бизнеса, направлений инвестиций, сокращения затрат”, — заявил Антон Заяц, директор по развитию бизнеса “SAS Россия/СНГ” на пресс-конференции, организованной 30 мая совместно с российской микрофинансовой компанией “Домашние деньги”. В ходе мероприятия участникам была представлена презентация интересного исследования — “портрет микрофинансового заемщика” и проведена интерактивная деловая игра, позволившая им увидеть и проанализировать сложные неявные зависимости между портретом и поведением той или иной группы заемщиков на основе решения SAS.
Кто он — активный заемщик, мужчина или женщина? Сколько ему лет? Для каких целей он берет деньги? А главное — отдаст ли он их вовремя?
Исследование проводилось экспертами компании “Домашние деньги” на основе детального анализа клиентской базы за период с октября 2011 г. по сентябрь 2012-го. В его основу легли поведенческие характеристики заемщиков, воздействие территориальных, временных и сезонных факторов.
По словам Андрея Бахвалова, главного исполнительного директора компании “Домашние деньги”, решению провести исследование предшествовала работа с более чем 350 тыс. заемщиков. “Мы накопили огромную статистику. А с учетом того, что в отличие от банков выплата платежей заемщиками у нас осуществляется еженедельно, очевидно, что об этих 350 тысячах мы получили больше данных, чем любой банк в стране. Поэтому количество информации огромное, и, конечно, без применения современных вычислительных систем мы вряд ли смогли бы строить эффективный бизнес”.
“Мы стали сотрудничать с SAS в 2012 г. и использовали их инструментарий для построения моделей скоринга. Исследование, о котором мы говорим сегодня, во многом было построено с применением этого инструментария, потому что в нем заложено большое число пересечений и сопоставлений данных. Скажем, попытка понять, какие клиенты платят лучше, какие хуже. Это все дольше и сложнее анализировать в привычных инструментах, например в Excel. В нашем бизнесе клиент платит еженедельно, и нам нужно быстро и оперативно получать информацию, ежедневно иметь свежие данные в разных разрезах”, — пояснил Максим Быков, руководитель управления методологии розничных рисков компании “Домашние деньги”.
Для проведения исследования были использованы SAS Enterprise Guide и SAS Enterprise Miner.
SAS Enterprise Guide — клиентское приложение, обеспечивающее быстрый доступ не только к средствам создания отчетов, но и к большей части аналитического программного обеспечения SAS. С помощью этого решения бизнес-аналитики и иные пользователи информации могут обращаться к данным на разных платформах и создавать базовую табличную и графическую отчетность, а также использовать базовые статистические функции.
SAS Enterprise Miner представляет собой полнофункциональное решение для предиктивной аналитики и интеллектуального анализа сложных данных, поиска устойчивых закономерностей и возможности принимать с их помощью решения, основанные на фактах. На прикладном уровне данный инструментарий используется для скоринговых моделей (модель, позволяющая сопоставить характеристики заемщика с численным значением, — рейтинг, характеризующий кредитоспособность, вероятность успешного исхода кредитной сделки).
Используя эти два аналитических решения, эксперты выяснили, какие займы и на какие сроки наиболее востребованы среди заемщиков; на какие цели чаще всего берут займы, в каких регионах; кто аккуратнее погашает долг — мужчины или женщины; в какой степени платежеспособность клиентов зависит от возраста, уровня образования и профессии.
Так, было установлено, что женщины являются более активными пользователями услуг микрофинансовых компаний и чаще, чем мужчины, повторно обращаются за новым займом.
Средний возраст заемщика микрофинансовых организаций составляет 37 лет, причем в Екатеринбурге он меньше и равняется 35, а в Ростове-на-Дону — 39 годам.
Большая часть заемщиков старается брать максимально возможные суммы займов на максимальные сроки.
Чем короче срок займа, тем быстрее он погашается. При этом клиенты пожилые (от 65) и молодёжь (до 35 лет) погашают займы раньше, чем заемщики среднего возраста.
Торопятся с погашением займов в Южном и Центральном федеральных округах, реже других погашают досрочно жители Поволжья.
При оценке влияния факторов сезонности на активность заемщиков было отмечено: мужчины значительно чаще берут займы в первом квартале года, в период основных российских праздников (январь, февраль и март — 42%), и постепенно их активность снижается к августу (37%).
Женщины же, напротив, больше займов берут ближе к лету, пик приходится на июль и август (по 63%) — сезон отпусков, детских каникул и подготовки детей к школе.
Больший процент займов приходится на ремонт квартиры и дачи (36,32%), на семейные события (8,74%), ремонт автомобиля (7,76%) и на отдых (7,30%). Наименее популярная цель — покупка одежды (2,93%).
Максимальное количество займов на ремонт квартиры и дачи выдается людям в возрасте от 26 до 55 лет (более 30% займов).
“Сейчас мы продвинулись дальше и, также используя решение SAS, проводим риск-аналитику и другие сложные исследования. К примеру, в области проведения рекламных кампаний”, — сказал Максим Быков.