В Сыктывкаре завершается первый политический сезон работы депутатского корпуса Госсовета Коми с использованием специализированного программно-аппаратного комплекса “Конгресс” для подготовки и проведения заседаний, разработанного и установленного компанией Polymedia. Комплекс позволяет формировать повестку мероприятия, осуществлять регистрацию участников и подачу заявок, организовывать голосование. Он также обеспечивает отображение информации о ходе заседания на персональных мониторах и коллективных экранах, видеотрансляцию в локальную сеть госоргана и в Интернет. По результатам заседания с его помощью можно формировать итоговые материалы: аудио- и видеозапись, формализованный протокол и стенограмму.
Внедрение комплекса признано успешным всеми участниками проекта, что позволяет Polymedia строить весьма оптимистичные планы.
История вопроса
Как вспоминают сотрудники аппарата Госсовета Коми, первое подобие автоматизации для проведения заседаний у них было осуществлено еще в 1980-х на фоне известных политических событий того времени. В зале на рабочих местах была установлена предельно простая трехкнопочная система “за-против-воздержался” некой белорусской разработки. Ни о каких специализированных “излишествах” речи тогда не шло. Даже микрофоны и динамики в день проведения заседаний приносились из подсобки и просто расставлялись в проходах зала. К началу 2000-х данная система устарела не только морально, но и физически (с половины мест голосовать нельзя было уже в принципе), к тому же стало понятно, что для обеспечения нормальной слышимости и повышения акустических характеристик помещения необходимо провести специальные инженерные работы.
В 2005 г. зал заседаний Госсовета был переделан полностью: изменилась как его техническая начинка, так и сама геометрия стен. Екатеринбургская компания НПО “Уралсистем” спроектировала по периметру специальные выступы, гасящие звуковые резонансные колебания, а также ниши — уловители так называемых стоячих акустических волн. При этом стационарные динамики вмонтировали внутрь фальшстен, так что снаружи их не видно было вовсе.
За исключением отдельных нюансов (например, вместо ставших сегодня уже привычными планшетов для отображения информации на столах пользователей стояли примитивные “кассовые терминалы”) с точки зрения функционала и технических возможностей решение “Уралсистем” сотрудников аппарата Госсовета в принципе устраивало. (К слову, даже специалисты Polymedia сегодня отзываются о нем более чем корректно.) Сложности возникли в другой плоскости — в сфере техподдержки, что, наверное, можно считать системной проблемой множества российских проектов, которыми несколько лет назад занимались мелкие компании-интергаторы.
По словам руководителя Комитета информатизации и связи Республики Коми Александра Селютина, сбои периодически возникают у любой системы. Само по себе это не страшно и становится проблемой лишь тогда, когда разработчик системы перестает существовать как целостная группа программистов. Именно такая участь постепенно и постигла “Уралсистем”: сначала доработки и устранения неполадок в Госсовете Коми стали долгими, потом долгими и дорогими, а потом вообще никакими. В результате, после ряда серьезных технических неполадок во время заседаний, в 2011 г. было принято решение о модернизации системы и смене подрядчика.
По уверению г-на Селютина, в процессе мониторинга рынка сразу были отвергнуты компании, чей штат в проектных группах составлял от трёх до пяти программистов. Что характерно, именно таких коллективов (собираются ребята, покупают какую-то технику, объединяют ее, дописывают немного софта и запускают “решение”) оказалось большинство. Промышленных же компаний, которые занимались бы этим серьезно, у нас в стране на поверку оказалось меньше, чем пальцев на одной руке. Проведя среди них конкурс, Госсовет Коми выбрал решение “Конгресс” разработки Polymedia.
Что касается Polymedia, то для нее предыстория проекта выглядит следующим образом. Как уверяет руководитель ее отдела программных решений Виктор Деменко, потребность в разработке “Конгресса” как самостоятельного решения возникла по итогам общения с многочисленными государственными и коммерческими заказчиками. По его словам, Polymedia реализовала довольно много проектов по оснащению конференц-залов, залов совещаний и ситуационных центров, чтобы аккумулировать наиболее важные требования и пожелания клиентов, сталкивающихся с необходимостью регулярно обсуждать множество вопросов повестки с возможностью просмотра большого количества документов. В Polymedia внимательно изучали видеозаписи, повестки, протоколы и стенограммы заседаний законодательных органов регионов России, опросили представителей орготделов и технических специалистов, после чего сформировали перечень требований к комплексу и определили приоритеты реализации. Когда руководством компании было принято решение инвестировать данную разработку, началось формирование архитектуры комплекса, за ним последовало создание прототипа, макетирование и разработка ПО. По результатам этих работ в демонстрационном зале Polymedia был создан образец типового решения, которое сейчас и применяется происходит в Коми.
Таким образом, подчеркивает г-н Деменко, “Конгресс” был создан отнюдь не спонтанно. Компания долго шла к его реализации, предвидя его перспективы и востребованность.
Общие очертания проекта
Как поясняет г-н Селютин, со старой системой Госсовет Коми проработал долгие годы и конечно к ней привык — ментально и содержательно. Поэтому, выступая функциональным заказчиком, изначально он хотел просто повторить то, что было — “сделать не хуже”. Уже позже, когда по ходу дела стало выясняться, что существуют и другие возможности, проект несколько трансформировался. Впрочем, принципиально функционал остался прежним, хотя, естественно, он перешел на новый уровень: использована техника другого поколения с другой эргономикой и пр.; с документами работать стало явно удобнее.
По словам г-на Деменко, на данный момент “Конгресс” состоит из ряда модулей: “оператор” (интерфейс для общего централизованного управления всеми процессами заседания), “клиент” (интерфейс участников для просмотра материалов заседания, подачи заявок и обмена сообщениями), “визуализатор” (отображение информации о ходе заседания на экранах коллективного пользования), “Web-отчет” (итоговые материалы). Задействовано ПО DIS SW 6000.
Аппаратная часть “Конгресса” включает оборудование на столах участников заседаний (пульт DIS 6990P и планшет Samsung Slate PC 700T1A) и ряд подсистем: интегрированного управления (контроллер и интерактивная панель Crestron), серверного оборудования (HP), сетевой коммутации (Cisco), видеоконференцсвязи (LifeSize Room 220i), аудиозаписи и вещания/записи видео (LifeSize UVC Video Center), конференц-системы (DIS CDS 6000).
Если говорить обо всем проекте оснащения зала заседаний, то стоит отметить еще и аудиовизуальное оборудование: экран DNP Supernova Infinity, проектор Digital Projection TITAN PRO, дублирующую видеостену на основе тонкошовных дисплеев Flame, подсистему озвучивания (Biamp, JBL), подсистему коммутации (Opticis, Extron).
Как сообщил Александр Селютин, стоимость проекта на сто депутатских мест составила 40 млн. руб. Еще порядка миллиона стоили проектные работы.
Особенности внедрения и использования
Первое практическое применение “Конгресса” состоялось в начале политического сезона 2012—2013 гг., 20 сентября прошлого года. Сейчас завершается доводка и тонкая донастройка комплекса.
По заверению технического специалиста Polymedia Дмитрия Чадаева, участвовавшего в развертывании системы (ее аппаратной части), у него проект не вызвал вообще никаких сложностей. Работа шла в готовом, хорошо акустически отработанном помещении — ничего ремонтировать и перестраивать не пришлось. Компания не была привязана ни к каким сторонним заказчикам, поэтому все прошло “на ура”, и с учетом демонтажа старого оборудования всё было закончено за 39 дней.
Как отметил Виктор Деменко, основная сложность внедрения “Конгресса” заключалась в адаптации готового комплекса (а он разрабатывался в качестве типового тиражируемого решения) под нужды и потребности заказчика. (Благодаря накопленному в этом процессе опыту комплекс уже обладает широким набором настроек, что позволяет конфигурировать его так, чтобы исключить множество возникающих проблем на стадии развертывания.)
В целом г-н Деменко считает, что внедрение сложных программно-аппаратных комплексов в сфере госсектора, а тем более в строго регламентированную деятельность законотворческих органов, — изначально непростая задача, но в данном случае на компромиссы между пожеланиями заказчика и возможностями системы идти не пришлось: “Конгресс” был готов к встраиванию без серьезных принципиальных доработок.
Оценивая достоинства новой системы, председатель Госcовета Коми Игорь Ковзель сразу оговаривается, что по большому счету сравнить ее с какими-либо современными аналогами он не готов. Поэтому он во всех смыслах рассматривает проект Polymedia как пилотный и заинтересован в том, чтобы довести его “до ума”. Игорь Ковзель отметил, что часть доработок связана с адаптацией законотворческого процесса к системе голосования. По его мнению , иначе и быть не могло, потому что никакого эталонного шаблона в России не существует. При этом он подчеркивает, что разработчик более чем адекватно реагирует на новые запросы Госсовета, оперативно внося изменения в комплекс.
В целом, по словам Игоря Ковзеля, уже можно сказать, что система обладает весьма удобным интерфейсом и существенно увеличила скорость работы депутатского корпуса во время заседаний. Ее доработка, полагает он, скорее всего завершится в начале следующего политического сезона, к октябрю-ноябрю.
Здесь, впрочем, стоит упомянуть наблюдение сотрудника аппарата Госсовета Коми Константина Овсянникова, исполняющего во время заседаний функции оператора комплекса. По его словам, для увеличения отказоустойчивости системы (ключевое условие заказчика) Polymedia в некотором смысле сделала в проекте упор на железо, а не на ПО (софт менее надежен по определению). Из-за этого, в понимании г-на Овсянникова, разработчику в известном смысле пришлось пожертвовать удобством работы оператора, который теперь вынужден управлять техническим обеспечением заседаний не с одного компьютера, как это было раньше, а при помощи целого комплекса с тремя мониторами. Разумеется, он справляется, но на вопрос, сможет ли кто-нибудь другой провести заседание, если его вдруг не окажется на месте, однозначно ответить он затруднился.
Так или иначе, по уверению г-на Селютина, заказчик пришел к мнению, что система работоспособна и стабильна, о чем свидетельствует хотя бы количество успешно проведенных с её помощью мероприятий. Дальнейшее развитие станет происходить уже не в рамках устранения замечаний, а в контексте нового технического задания, которое вскоре будет готовиться в Коми и отразит некие новые ожидания Госсовета.
Речь пойдет о проведении в зале заседаний каких-то других мероприятий: , круглые столы, дистанционные конкурсы, курсы, телемосты, совместная работа с документами — все это может потребовать от “Конгресса” дополнительных возможностей, так что теоретически системе есть куда расти.
Однако уже сейчас, как сообщили представители Polymedia, система показала себя довольно универсальной, обеспечив цифровое сопровождение недавно прошедшего в Сыктывкаре Всероссийского конкурса региональных проектов в области информатизации “ПРОФ-IT»: более 90 участников, из них 30 голосующих членов жюри, 35 вопросов повестки, разнесённые на два дня, нестандартное 4-бальное голосование за проекты всех 30 с лишним номинантов. “Конгресс” сократил потери времени при подготовке и проведении конкурса, упростил процесс оформления протоколов, значительно повысил эффективность хода голосования и обеспечил соблюдение регламентных норм. Система, как отметилии представителей Polymedia, также обеспечила интернет-трансляцию мероприятия и видео-трансляцию выступлений некоторых удаленных участников.
По словам г-на Деменко, проект в Коми стал первым внедрением комплекса. Однако уже сейчас завершились работы по его развертыванию в законодательном собрании Оренбургской области, и на стадии проектирования находятся несколько залов региональных законотворческих палат. Более того, в ближайшее время Polymedia планирует внедрение системы в коммерческом сегменте.