С ростом популярности Интернета и электронной коммерции расширяется практика заключения договоров в электронно-цифровой форме. Однако это сравнительно новое правовое явление вызывает немало вопросов, в том числе связанных с законодательным регулированием.
О механизмах и особенностях заключения таких договоров на примере сравнения российского законодательства, правовой базы Европейского Союза, а также судебной практики Великобритании на прошедшей в конце мая встрече юристов, специализирующихся в сфере ИТ (IT-Lawyers Discussion Club), рассказала юрист международной юридической фирмы Baker Botts Ирина Степанова.
Виды договоров
Существует два вида договоров, заключаемых через Интернет:
- заключаемые через Web-сайты (продажа товаров посредством интернет-магазинов; оказание различных услуг, например финансовых);
- заключаемые по e-mail.
Такие договоры могут заключаться между организацией и физическим лицом (так называемым конечным потребителем, В2С), а также между юридическими лицами (В2В). И так же, как и при заключении договора привычным образом, клиент и продавец сталкиваются прежде всего с необходимостью соблюдения порядка заключения договора, а именно — вопросами оферты [формальное предложение некоторого лица (оферента) определенному лицу (акцептанту)/лицам или неограниченному кругу лиц (публичная оферта) заключить договор, содержащее все его существенные условия] и акцепта (ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии).
Оферта и акцепт
В ЕС действует директива “Об электронной торговле” (E-Commerce Directive, 2000 г.), которая содержит ряд положений о заключении договоров через Интернет. В Великобритании действуют “Правила об электронной торговле” (E-Commerce Regulations, 2002 г.). В России применяются общие правила Гражданского кодекса РФ о заключении договора и постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 “Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом” (далее — Правила дистанционной торговли).
Какова же правовая природа предложения, размещенного на интернет-сайте? Если мы хотим приобрести определенный товар через Интернет, чем является предложение, которое сделал продавец? “Существует два варианта ответа на этот вопрос: или это публичная оферта — предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица считать себя заключившим договор с любым, кем это предложение будет принято, или только реклама, то есть приглашение делать оферты”, — пояснила Ирина Степанова. Понимание этих различий важно для грамотного заключения договоров и возможности избежать спорных ситуаций между сторонами.
В России правила о публичной оферте закреплены Гражданским кодексом и Правилами дистанционной торговли, в которых говорится, что предложение является публичной офертой, если оно достаточно определенно и содержит все существенные условия договора.
По мнению г-жи Степановой, если считать предложение, сделанное на Web-сайте, офертой, то продавец может оказаться в очень неблагоприятной ситуации: “В Интернете доступ к сайту, предлагающему те или иные товары, есть у миллионов людей. Соответственно каждый из них может сделать заказ, тогда как у продавца в наличии может быть всего несколько единиц запрашиваемого товара. Поэтому необходимо урегулировать подобный риск. В Великобритании вопрос решен следующим образом: предложение товара, размещенное на сайте продавца, является не публичной офертой, а только приглашением делать оферты. Идеальный вариант решения вопроса — наличие у интернет-магазина условий пользования сайтом, где указано, является ли предложение офертой. Чтобы обезопасить себя от подобных рисков продавцу необходимо тщательно прописывать условия пользования сайтом”.
Договорные условия
Каким образом договорные условия должны быть представлены потребителю, чтобы договор считался заключенным, и потребитель был связан этими условиями? Согласно английской судебной практике, условия договора должны быть представлены вниманию потребителя до заключения договора. В России действует общее правило — договор заключен с момента достижения соглашения по всем существенным условиям.
Наиболее распространены три варианта соглашений: “click-wrap”, “brows-wrap” и “web-wrap”.
“Click-wrap” — соглашения с предоставлением возможности ознакомиться с условиями договора и в случае согласия — нажать кнопку “I accept” (Я согласен). То есть, не нажав этой кнопки, нет возможности завершить сделку.
“Brows-wrap” — клиенту предоставляется возможность перейти по гиперссылке и при желании — ознакомиться с условиями. “Здесь возникает множество спорных вопросов в связи с тем, что фактически можно завершить сделку, не открыв условия соглашения”, — полагает г-жа Степанова.
В случае “web-wrap”-соглашений потенциальный клиент открывает страницу сайта, и далее высвечивается надпись о том, что продолжая пользоваться этим сайтом он принимает условия соглашения.
“Как мне представляется, “click-wrap” — это наиболее надежный вариант соглашения как у нас, так и в европейской практике”, — отметила Ирина Степанова.
Момент заключения договора
В Евросоюзе существует два варианта для определения момента заключения договора: используются так называемое “правило почтового ящика” — договор заключен в момент отправки акцепта или “правило доставки” — это момент получения акцепта.
В Великобритании применяется следующий подход: если существует риск задержки получения информации (как, например, при заключении договоров по электронной почте), то применяется правило “почтового ящика”; если это мгновенная коммуникация, при которой задержки невозможны (как при заключении договоров через Web-сайт), то должно действовать “правило доставки”.
Применительно к Web-сайтам в директиве ЕС “Об электронной торговле” установлено: сервис-провайдер должен сообщить получателю информацию о технических мерах, которые необходимо предпринять для заключения договора. “По большому счету дается установка на то, чтобы продавец (например, интернет-магазин) сообщил о моменте заключения договора другой стороне. Это может быть обозначено в тех же правилах пользования сайта или правилах покупки через этот ресурс”, — пояснила г-жа Степанова.
В России действует общее правило — договор заключен в момент получения акцепта. Однако в Правилах дистанционной торговли указаны два момента заключения договора: выдача чека или получение продавцом сообщения о намерении приобрести товар. “Здесь я вижу проблему в том, что норма сформулирована как императивная (не сказано “если договором не предусмотрено иное”), и у продавца нет возможности указать какой-либо иной момент помимо того, который сформулирован в этих Правилах. Я не исключаю, что продавец мог бы изъявить желание заключить договор в иной момент, — считает г-жа Степанова.
Формальные требования к заключению договора
В директиве ЕС “Об электронной торговле” сказано: “страны-участницы обязаны обеспечить, чтобы их правовые системы позволяли заключать договоры электронными средствами”. При этом из данного правила допустимо делать исключения, т. е. страны могут отказаться от его применения, например, для следующих договоров:
- по которым происходит создание или переход прав на недвижимое имущество, за исключением аренды;
- требующие участия судов, государственных органов или лиц, осуществляющих государственные полномочия.
То есть в каждой стране могут быть свои исключения применительно к конкретным видам договоров. В целом тенденция такова — минимизировать формальные требования и позволить в максимальном объеме заключать договоры в электронной форме, через Интернет.
Согласно российскому законодательству, для целого ряда договоров требуется государственная регистрация (ст. 164 ГК РФ), нотариальное удостоверение (ст. 163, 165 ГК РФ). “В настоящий момент их заключение через Интернет не представляется возможным”, — комментирует г-жа Степанова.
Ситуация иная относительно договоров, требующих соблюдения простой письменной формы. В ряде случаев мы можем применить ст. 434 ГК — заключение договора путем обмена документами. “Согласно судебной практике многие договоры, заключаемые по электронной почте, признаются действительными, а простая письменная форма — соблюденной. Но суд делает одну оговорку — в тексте договора должны содержаться положения, предусматривающие возможность его заключения посредством электронной почты. Как я представляю, это связано с тем, что если в договоре вы указали свой адрес электронной почты, то предполагается, что полученное с указанного ящика письмо исходит от вас”, — прокомментировала г-жа Степанова.
Говоря о заключении договоров в электронной форме, нельзя не отметить существенные изменения в российском законодательстве — введение нескольких видов электронной подписи (ст. 6 ФЗ “Об электронной подписи”). “В данном случае мы догнали ЕС, и правила использования электронных подписей у нас схожи: существует простая и усиленная электронная подпись. Говоря о директиве ЕС “Об электронной подписи”, важно понимать роль каждого из видов подписей. Только усиленная подпись признается собственноручной. Это означает, что страны — участники ЕС вправе решать самостоятельно, признавать ли простую подпись в своей стране”, — сказала Ирина Степанова.