Несколько дней назад Microsoft выпустила долгожданный мобильный Office для работы с офисными документами, в состав которого вошли текстовый редактор Word, инструменты для работы с электронными таблицами и презентациями — Excel и PowerPoint, но, что стало неожиданностью для многих, пакет был разработан исключительно под работу с айфонами.

Ранее некоторые аналитики высказывали разные соображения по поводу того, почему Microsoft потребовалось столько времени для разработки Mobile Office для платформы iOS, полагая, что софтверный гигант в связи с задержкой этого решения терял значительные средства. Так, аналитик Morgan Stanley Адам Холт подсчитал, что, выпустив Office для iPad, Microsoft могла бы каждый год “класть в карман” порядка 2,5 млрд. долл. По его словам, в прошлом году эта корпорация продала меньше 1 млн. Windows-планшетов, а в нынешнем ей нужно будет очень постараться, чтобы захватить 10% рынка, особенно на фоне того, что лидирующий ПК-производитель Hewlett-Packard сместил фокус на выпуск Android-планшетов.

По мнению аналитиков, выпуск Microsoft пакета Office для iPhone — слишком запоздалая попытка удовлетворить клиентский спрос на пользующиеся популярностью продукты. Конечно, Microsoft следовало бы начать поставки полнофункциональной версии Office для iPhone и iPad еще в прошлом или даже в позапрошлом году. “В целом это правильный шаг, но чересчур запоздалый и недостаточный, — отметил Фрэнк Джиллетт, аналитик Forrester Research. — Версию для iPhone вместе с программным обеспечением для iPhone нужно было выпустить значительно раньше”.

В то же время некоторые эксперты полагают, что мобильный офис Microsoft для айфонов не лишён недостатков, одним из которых является то, что для его использования необходимо оформить подписку на сервис Office 365 Home Premium или Office 365 ProPlus, которые стоят соответственно 100 долл. и 144 долл. в год на каждого пользователя, а владельцы бессрочной лицензии на Office 2013 доступа к версии Office Mobile for iPhone не получат. С учетом этого Джиллетт полагает, что клиенты предпочтут пакет Google QuickOffice for iOS, который в автономном варианте стоит 19,99 долл., а пользователям Google Apps for Business предлагается бесплатно.

Остаётся открытым вопрос: почему же Microsoft не выпустила версию своего офиса для айпадов — устройств, гораздо более приспособленных для работы с офисными документами, чем айфоны? Чтобы ответить на него, достаточно уже одного упоминания того, что в настоящее время Microsoft запустила агрессивную рекламную кампанию, в которой указывает на недостатки iPad. Так, недавно на своем канала на Youtube компания разместила ролик, в котором перечисляет преимущества Windows-планшета перед гаджетом с iOS.

В частности, в ролике демонстрируются такие, по мнению Microsoft, недостатки iPad, как невозможность масштабировать рабочий стол и использовать SD-карту. Кроме того, голос за кадром иронически говорит, что на iPad “вы не можете делать две вещи одновременно”. Также в ролике “досталось” и голосовому помощнику Siri. В конце видео Microsoft указывает, что разница в цене гаджетов достигает 200 долл. “Это не здорово”, — резюмирует голос за кадром. Таким образом, Microsoft, выпустив Office для iPad именно сейчас, дала бы конкуренту лишний козырь, учитывая, какое количество планшетов Apple находится на руках и сколько из них потенциально могли бы воспользоваться самым популярным в мире офисным пакетом.

Выходит, что Microsoft отказывается от такого лакомого куска, как iPad-рынок, вынужденно, преследуя цель гораздо более глобальную: ей нужно любой ценой закрепиться на рынке планшетов, где эксклюзивное присутствие офисного пакета для Windows 8 станет одним из главных инструментов для привлечения пользователей. Microsoft даже сделала его бесплатным для покупателей планшетов, не говоря уже о том, что она еще больше усилила давление на Apple и многочисленных Android-производителей, планируя запустить целую линейку недорогих 7- и 8-дюймовых планшетов под управлением полноценной Windows 8. До сих пор такого типа Windows-планшет Iconia W3 выпустила лишь Acer (на нем предустановлен пакет Microsoft Office 2013).

Вот как объясняет отсутствие Office для iPad аналитик Gartner Майкл Сильвер: “Это должно защитить Windows 8.1 и новые устройства, которые поступят в продажу в IV квартале. Именно поэтому в Microsoft и не хотят предоставлять пользователям iPad возможность удобной работы с документами Office на своих устройствах”. Он также подчеркнул, что многие владельцы айпадов разочарованы таким решением софтверного гиганта.

Но разочарованы не только пользователи айпадов, поскольку невозможно длительное время подвергать критике продукт, которого попросту не существует, но также и владельцы мобильного офиса Microsoft для айфонов. На причины этого указывает глава компании CloudOn Майлин Гадекар, полагающий, что Microsoft выпустила недоработанную версию, абсолютно не опасаясь негативных последствий. “Решение Microsoft не обладает рядом ключевых функций, позволяющих полноценно работать с текстовыми документами на iPhone. Приложение Office Mobile попросту недоработано и не позволяет отслеживать изменения, а также выполнять многие другие задачи. Пользователи нового приложения непроизвольно становятся бета-тестерами”, — заявил Гадекар. Его заявление подтверждают и простые пользователи — оценка Office Mobile в App Store пока не превысила отметку в три звезды.

Если глава CloudOn указывает на недостатки мобильного офиса, то главный редактор InformationWeek Майкл Эндлер называет основную причину, согласно которой продукт Microsoft вышел для платформы iOS именно в таком виде. По его мнению, эта причина лежит на поверхности: мобильный офис для айфонов преследует совершенно определённую цель -- увеличить число подписчиков облачного пакета Microsoft Office 365. Компания недавно отчиталась, что количество пользователей Office 365 Home Premium превысило 1 млн. Этого удалось достичь спустя всего 100 дней после запуска проекта. Что касается суммарных продаж Office 365 и настольного пакета Office 2013, то в среднем компания продает более одной лицензии или подписки в секунду. Эндлер полагает, что Microsoft стремится как можно активнее привлекать новых подписчиков на сервис Office 365, который обеспечит ей “гарантированный и вечный источник дохода”. Собственно, не потому ли Mobile Office для айфонов сделан бесплатным?

Что касается сроков выхода версии мобильного офиса для айпадов, то они не определены. Блогер ZDNet Мэри-Джо Фоули опубликовала со ссылкой на неназванный источник информацию о том, что версия Microsoft Office для iPad и планшетов с Android выйдет лишь в октябре 2014 г.